Франция использует общие правила госзакупок с Евросоюзом
Франция использует общие правила госзакупок с Евросоюзом

Эксперты Ассоциации Участников Закупок (АУЗ) рассказали об особенностях системы государственных закупок Франции.
 
По сообщению Владимира Ястребова – руководителя аналитического центра АУЗ, особенность Франции, как участницы Евросоюза, в том, что она привела свое национальное законодательство по госзакупкам в соответствие с действующим в ЕС. При этом законотворчество по электронным закупкам в ЕС определяют не сами страны-участницы, а так называемая Комиссия по госзакупкам, которая выпускает директивы, обязательные для всех стран-участниц этой системы. 
 
Среди важнейших постановлений, оказавших ключевое влияние на законодательство Франции в вопросах госзаказа и тендеров, можно упомянуть следующие: 
• Директива по коммунальным службам 2004/17/EC регулирует процессы электронных закупок организаций и коммунальных хозяйств в сфере водоснабжения, энергоносителей, транспортных услуг и почтовых доставок;
• Директива совокупного государственного сектора 2004/18/EC определяет электронные торги в части услуг, сервиса и контрактов общественных организаций;
• Акт 89/665/ЕЕС содержит механизмы ограничения совокупного госсектора по директиве 2004/18/EC;
• Акт 92/13/ЕЕС содержит механизмы ограничения по директиве 2004/17/EC.
 
Французское законодательство по закупкам включает в себя Кодекс государственных закупок (Code des Marches Publics - CMP), принятый 1 августа 2006 года, в основу которого положены упомянутые выше директивы и акты ЕС. Сфера действия CMP охватывает почти все виды государственных закупок Франции: административные, муниципальные и общественные. Тендеры последнего типа, то есть приходящие из общественного сектора, лежат вне поля зрения CMP, поскольку регулируются другим законом, который носит название «Постановление от 2005 года».
 
Выгоды и сомнения в единой системе
Членство в ЕС, помимо выгод при осуществлении госзаказа, (таких как прозрачность электронных торгов, равномерная конкуренция, справедливость для всех участников аукциона, возможность поиска международных подрядчиков), - накладывает на Францию несколько серьезных ограничений. 
 
Первое ограничение: согласно директивам ЕС, все предприятия ЕС должны иметь равные права при проведении аукционов госзаказа. Это означает, что Франция лишается преимущества отбора участников для своих тендеров в первую очередь французских представителей. 
 
Второе ограничение: объявление тендера должно проходить не только внутри страны, но и быть доступным для всех остальных участниц ЕС. С одной стороны, эти меры способствуют экономической интеграции Евросоюза, с другой – несколько ущемляют национальные интересы и инициативы стран-участниц. Статистика говорит, что международные закупки не обрели популярность в сфере госзаказа. Например, по данным за последние годы, такие заявки составляют лишь 3-5% от общего количества, поданных на аукционы. Самым главным препятствием, по которым государственные предприятия не хотят размещать международные заявки, - это отсутствие представительства в странах подрядчиков. Соответственно, заказчики опасаются, что не смогут проконтролировать качественное и своевременное выполнение контрактов по госзаказу.
 
Конфликт интересов единого рынка
Поскольку действующая во Франции система госзакупок подразумевает полный контроль государства над всеми стадиями процесса торгов: размещение заявок, составление сметы затрат, анализ и прогнозируемые расходы бюджетных средств, визирование контрактов и контроль за их выполнением, то участие в системе закупок ЕС часто идет вразрез с интересами страны и не способствует утверждению международных контрактов. Прибавим сюда такую особенность Франции, как создание особых комиссий, которые выборочно проверяют любой контракт на соблюдение законов. Эти комиссии действуют в рамках муниципальных органов власти, а также ведомств.
 
Главное требование директив ЕС – соблюдение установленного регламента и принципа справедливости для всех участников сделок, особенно, международных. Это выражается в требовании публиковать все заявки по госзаказу в специальном журнале ЕС. Только после этого разрешается публиковать данные о тендере во французских СМИ. Разумеется, речь идет об открытых контрактах, не содержащих государственную тайну либо стратегически важные проекты для государства.
 
Оплата за контракты – не только деньгами
Специалисты Ассоциации Участников Закупок подчеркивают, что несмотря на ряд существенных плюсов, система госзакупок Франции не нашла бы применения в нашей стране, так как может способствовать усилению коррупции. Франция, несмотря на подчинение условиям ЕС, имеет свои правила оплаты за контракты. Если в ЕС предусмотрена только денежная форма, то во Франции допустим так называемый концессионный договор, по которому оплату госзаказчик может принять в виде аренды (эксплуатации) установок, устройств или оборудования.
 
Еще одна интересная деталь: начальные (максимальные) цены контракта являются коммерческой тайной, в отличие, скажем, от практики России, где стоимость контракта сообщается в момент выставления лота. Цены известны лишь членам комиссии, которая надзирает за тем или иным тендером. Таким образом, кандидаты на конкурс по госзаказу подают заявки, исходя из среднерыночной, гипотетической, а не фактической стоимости.
 
Итоги
Если сделать выводы об участии Франции в международной системе госзакупок Евросоюза, то можно сказать следующее: несомненный прогресс в виде директив ЕС, входящих в местное законодательство по закупкам, обеспечивает государственным торгам во Франции необходимую прозрачность и справедливость. Обратной стороной медали является ограничение инициативы, жесткая субординация ЕС в части информации о закупке, уравнивание прав французских заказчиков и исполнителей перед иностранными заказчиками.
 

15.06.17 00:00

назад

Другие исследования рынков
17.01.18 00:00
Анализ российского рынка экспресс-доставки грузов и почты: итоги 2016 г., прогноз до 2019 г.

В ноябре 2017 г. исследовательская компания NeoAnalytics, закончила проведение маркетингового исследования российского рынка экспресс-доставки грузов и почты.

16.01.18 00:00
Анализ российского рынка растениеводства: итоги 2016 г., прогноз до 2019 г.

В ноябре 2017 г. исследовательская компания NeoAnalytics завершила маркетинговое исследование российского рынка растениеводства.

15.01.18 00:00
Анализ российского рынка органических продуктов: итоги 2016 г., прогноз до 2019 г.

В сентябре 2017 г. исследовательская компания NeoAnalytics закончила проведение маркетингового исследования по российскому рынку органических продуктов.  

12.01.18 00:00
Анализ российского рынка одежды и мебели для туризма и кемпинга: итоги 2016 г., прогнозы до 2020 г.

В сентябре 2017 г. исследовательская компания NeoAnalytics закончила проведение маркетингового исследования по российскому рынку одежды и мебели для туризма и кемпинга. 

11.01.18 00:00
Анализ российского рынка мяса и мясных продуктов: итоги 2016 г., прогноз до 2019 г.

В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему “Российский рынок мяса и мясных продуктов», выяснилось, что по данным Росстат в 2016 году было произведено 9899 тыс. тонн мяса, что на 4,9% больше показателя 2015 года. 

10.01.18 00:00
Анализ российского рынка кофе: итоги 2016 г., прогноз до 2019г.

В апреле 2017 г. маркетинговая компания NeoAnalytics завершила исследование российского рынка кофе. 

09.01.18 00:00
Анализ российского рынка молока и молочной продукции: итоги 2016 г., прогноз до 2019 г.

В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему “Российский рынок молока и молочных продуктов», выяснилось, что согласно данным Росстат в 2016 г. объем валового надоя молока уменьшился на 0,1% по отношению к аналогичному результату 2015 г. и составил 30,75 млн. тонн. 

25.12.17 00:00
Любимая плесень россиян

Специалисты провели исследование рынка элитных сыров с белой плесенью, результаты удивили экспертов.

25.12.17 00:00
Анализ российского рынка кейтеринга: итоги 2016 г., прогноз до 2020 г.

В сентябре 2017 г. исследовательская компания NeoAnalytics закончила проведение маркетингового исследования по российскому рынку кейтеринга. 

18.12.17 00:00
Российский алюминий завоюет мировые рынки?

Эксперты обеспокоены, что отечественные производители алюминия пока не пользуются возможностями рынка. Или не знают о них. 

18.12.17 00:00
Анализ российский рынок DIY ритейла: итоги 2016 г., прогноз до 2019 г.

В августе 2017 г. исследовательская компания NeoAnalytics, закончила проведение маркетингового исследования российского рынка DIY ритейла.

15.12.17 00:00
Анализ российского рынка вендинговых автоматов: итоги 2016 г., прогноз до 2019 г.

В августе 2017 г. маркетинговая компания NeoAnalytics завершила исследование российского рынка вендинговых автоматов.

13.12.17 00:00
Эксперты раскрыли секрет обучения тендерам

Авторы лекций о тендерах, проводимых в столичных ВУЗах, открыли тайну внедрения в образовательный процесс. Несмотря на действующие регламенты и запреты.

11.12.17 00:00
Студенты контролируют государственные закупки

Группа студентов из города Москвы начала контролировать российские тендеры. В задачи общественных контролеров входит мониторинг всех государственных и коммерческих сделок, проводимых по федеральным законам 44 и 223.
 

11.12.17 00:00
Анализ российского рынка алкогольной продукции: итоги 2016 г., прогноз до 2019 г.

В декабре 2017 г. маркетинговая компания NeoAnalytics завершила исследование российского рынка алкогольной продукции.
 

06.12.17 00:00
Интернет-оптики редко имеют мобильные приложения, зато предлагают необычные функции

Виртуальная примерочная позволяет подобрать модель очков не выходя из дома.

06.12.17 00:00
Тендеры пришли к студентам

Обучение тендерам попало в российскую систему образования. Студенты различных специальностей города Москвы начали изучать правила работы с электронными закупками.

04.12.17 00:00
Миллион белой соли

Соли в доме должно быть много - считают жители России, пережившие экономические невзгоды.

29.11.17 00:00
Заказчик начитал на миллион

Почти миллион рублей предлагает государственный заказчик из Санкт-Петербурга за поставку отраслевых печатных изданий.

22.11.17 00:00
Противоречивые тенденции российского строительства

Отдельные виды строительных материалов демонстрируют странную динамику роста на фоне падающих объемов продаж недвижимости.