- Главная
- Интервью
- Бензин в России будет стоить 100 рублей, в Крыму уже по 50
Бензин в России будет стоить 100 рублей, в Крыму уже по 50
И что заставит АЗС снизить цены на топливо.
Цена на бензин в России в течение года вырастет до 100 рублей за литр. Это случится в случае ухода с рынка из-за нерентабельности независимых АЗС. Речь идет о 15 тысячах заправок, на которые приходится 60% рынка. Такой прогноз содержится в заявлении Независимого топливного союза (НТС), пишет РБК.
«Ситуация критическая, счет времени идет на часы, уже сегодня в большинстве регионов страны независимые АЗС начали закрываться! Необходимы срочные меры!» — бьют тревогу в ассоциации.
Причиной будущего топливного коллапса в НТС называют соглашение о заморозке розничной цены на бензин, которого правительство достигло с крупнейшими нефтяными компаниями, при сохранении рыночного ценообразования в рамках оптового сегмента.
Напомним, из-за резкого роста цен на бензин (с января по май они в 4,5 раза обогнали инфляцию) правительство снизило действующие ставки акцизов, а также отменило повышение акцизов, запланированное на 1 июля. Нефтяники, в свою очередь, пообещали заморозить цены на майском уровне.
Критикуя кабинет министров, в НТС предлагают и меры для решения проблемы. Правительство должно отпустить розничную цену на бензин, либо «в качестве экстренной меры» ввести режим ручного управления и в оптовом сегменте тоже, что обеспечит «адекватную» доходность для независимых сетей.
В будущем участники НТС предлагают провести системную реформу российского топливного рынка: объемы обязательной биржевой торговли бензином должны быть увеличены с нынешних 10% до 50% (дизтопливом с 5% до 25%). Кроме того, предлагается отменить акцизы на топливо, которые названы «деструктивным налогом».
По словам представителя курирующего топливный рынок вице-премьера Дмитрия Козака, которого цитирует РБК, в правительстве понимают проблемы, озвученные НТС и «принимают системные меры, чтобы в целом стабилизировать ситуацию на рынке нефтепродуктов, включая сегмент независимых АЗС».
Отметим, что происходящее напоминает, скорее, борьбу за рынок между независимыми АЗС и крупными нефтяными компаниями, которую правительство пытается балансировать, учитывая в том числе интересы бюджета и автовладельцев. При этом влияние на ситуацию самих автомобилистов, кажется, минимально.
Между тем, как показывает опыт за рубежом, автовладельцы могут влиять на АЗС. Ссылки об этом можно найти в сети и нашим автолюбителям уже поступают смс-сообщения с подобными предложениями.
«В Канаде три ведущих компаний заправочных станций, „Шелл“, „Ессо“ и „Петро Канада“. Люди договорились в интернете, что с 5 июля, в знак протеста о повышении цен, не заправляться на заправках „Шелл“. Компания начала нести убытки, и вынуждена была снизить цену. Остальные, понимая, что если не снизят, то все ломанут на „Шелл“, тогда убытки будут у них! И снижают цену на бензин вслед за „Шелл“. Это сработало! Так действительно было, четыре года назад и цену на топливо в Канаде вернули, какая была».
Так может быть солидарность автомобилистов — лучшее средство от диктата продавцов топлива?
Руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев предрекает уход независимых сетей с рынка — останутся только крупные игроки.
— Надо понимать, что сами по себе акцизы ничего не решают, они просто выравнивают оптовые и розничные цены. Это сейчас необходимо. Потому что когда бензин покупается на товарной бирже по 42,50 рублей за литр, плюс к нему нужно 2 рубля на доставку, плюс нужна какая-то маржа, плюс нужно заплатить за аренду и т. д. То есть цена на заправке не может быть, например, 43,50. Сейчас средняя цена должна быть 46,50−47,50 рублей за литр.
Мы только что вернулись с мониторинга Крыма — так там цена бензина, которая нам на глаза попадалась — 49,90 рублей за литр. При средней цене в России — 45 рублей. Не удивлюсь, если это приведет однажды к той же реакции, что и в случае свалок в Подмосковье.
«СП»: — Независимый топливный союз вообще предрекает разорение большинства небольших АЗС и как следствие цену на бензин до 100 рублей за литр…
— И они абсолютно правильно бьют тревогу, потому что, когда у тебя нет маржи, ты вынужден «бодяжить» топливо. А если ты «бодяжишь», то попадаешь к нам — в ФАР. Перед поездкой в Крым мы были еще на северо-западе страны. Ни на одной из крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) мы проблем не нашли. Маленькие же АЗС, маленькие сети выживают только за счет того, что «бодяжат» или не доливают топливо.
«СП»: — Серьезное обвинение…
— Данные у нас абсолютно достоверные. Мы проверяли согласно методическим рекомендациям Росстандарта. Причем нас самих проверяли, поверьте, еще больше — и комитет по безопасности и Росстандарт. Так вот, практически все нарушения по качеству топлива были у небольших АЗС. Это происходит потому, что нет экономики. Они не могут сейчас выжить.
«СП»: — А ВИНКи, получается, могут. Почему?
— В России несколько вертикально интегрированных компаний. Это «Лукойл», «Газпром», «Газпромнефть», «Роснефть» с ее брендами BP и ТНК, и компании поменьше «Сургутнефтегаз» и «Татнефть». Они могут выжить, даже торгуя в розницу в минус, поскольку они еще торгуют и на оптовом рынке. Им это даже выгоднее. Плюс у них есть экспорт. Кроме того, они выигрывают по качеству. Поэтому идет война между ВИНКами и мелкими сетевиками. Думаю, у сетевиков шансов нет.
«СП»: — Но появляется риск монополизации и, как следствие, новый рост цен на топливо…
— Все зависит от того, какую стратегию выберет правительство. Там есть два направления. Первое — это повышение экспортных пошлин. Второе — уравнивание экспортных пошлин и внутренних сборов, чтобы внутри России перейти на мировые цены. Но это, нашему мнению, не вариант. Тогда цена точно будет 100 рублей за литр. Ведь в Европе бензин стоит 1,5 евро. У нас тогда неизвестно до чего можно будет довести население.
Поэтому для нас, для автомобилистов, на сегодняшний момент было бы удобнее всего снижение акцизов и повышение экспортных пошлин, чтобы цены внутри страны были бы хотя бы в два раза ниже мировых. В этом случае, и нефтяникам, крупным сетям, тоже будет нормально работать.
«СП»: — А как же мелкие независимые АЗС?
— Независимые сети умрут. Я знаю, кто говорит в данном случае от их имени. Я их уважаю, но по сравнению с «Газпромнефтью», «Роснефтью» — это ничто. Крупные компании «съедят» независимых в любом случае.
По мнению координатора «Синих ведерок» Петра Шкуматова, мелким АЗС, чтобы остаться на рынке, придется научиться работать по-новому.
— То, о чем говорится в заявлении союза мелких АЗС, мягко говоря, не соответствует реальности. Надо понимать, что правительство тупо временно снизило акцизы на бензин на 2 тысячи рублей, а на дизтопливо на 3 тысячи. Это снижает оптовую цену, потому что акцизы у нас платят не АЗС, а нефтеперерабатывающие заводы. То есть когда вы покупаете бензовоз, в цену топлива в нем уже включен акциз и прочие налоги.
Кроме того, у бензина есть ярко выраженная сезонность. В разное время года он стоит по-разному. Так что не стоит говорить, что все пропало. Просто розничная торговля только бензином в России уже давно, года, наверное, четыре, как не прибыльна и даже приносит убытки. До сих пор заправки либо торговали по повышенной цене, либо предоставляли дополнительный сервис — автомойки, магазины и т. п, либо закрывались, продавая свой бизнес тем, кто умеет работать с потоком клиентов.
«СП»: — Что значит «уметь работать с клиентами»?
— Независимо от того частная АЗС или нет, торговли только бензином ей недостаточно. Сейчас заправки работают только на дополнительных доходах. Поэтому они и выходили с предложением разрешить продажу на АЗС алкоголя. На этом можно заработать денег. Например, «Газпром» только на кофе для водителей сделал миллиард рублей чистой прибыли. То есть бензин — это завлекалочка для клиентов, а вся прибыль делается на кофе, сигаретах, шоколадках, сардельках и т. п. Нужны многофункциональные комплексы.
Поэтому сейчас частные АЗС либо закроются, либо начнут искать дополнительные источники дохода.
http://svpressa.ru/economy/article/202464/
19.06.18
Заказать разработку маркетингового исследования по любой отрасли (или купить готовое) можно в агентстве MegaResearch: megaresearch.ru: 1 место в рейтинге Motton Pik, среди топ-50 агентств.
назад
Другие интервью
-
"Умный снос" превращает 90% строймусора во вторсырье
Москва производит около 7 миллионов тонн строительного мусора в год, а реновация добавит еще 1,5 миллиона тонн.
26.10.18
-
Двойные игры
Директор британского Королевского института международных отношений Робин Ниблетт — о движущих силах мировой политики.
09.10.18
-
Наша экономика во многом остается полуфеодальной - Артемьев
Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Игорь Артемьев назвал российскую экономику "во многом полуфеодальной". А также заявил о практически полном отсутствии конкуренции в малоразвитых регионах и сращивании бизнеса и власти.
08.10.18
-
По каким правилам работает нынешняя пенсионная система
Здравствуйте, дорогие друзья. Лето закончилось. Что это означает на практике для каждого из нас? В первую очередь то, что скоро весна.
18.09.18
-
«Коммуналка — это облегченная тюрьма»
Писатель Евгений Водолазкин — о травматичном эффекте жизни в коммуналках.
21.08.18
-
Как спасти овощеводческие хозяйства от банкротства
Аграрная наука в России в последние десятилетия влачила жалкое существование. Закрывались семеноводческие станции, многие работы были свернуты или прекращены.
15.08.18
-
Аркадий Дворкович «Если бояться санкций, не нужно ничего делать»
Аркадий Дворкович, в прошлом вице-премьер, а сейчас сопредседатель фонда «Сколково», рассказал в интервью РБК об обстоятельствах ухода из правительства, причинах бензинового кризиса и отношении к пенсионной реформе.
01.08.18
-
«10–15 лет назад такого и во сне нельзя было представить»
Глава авиакластера «Ростеха» Анатолий Сердюков в интервью впервые рассказал о своей работе в госкорпорации, стратегии объединения авиастроения в одном концерне и опыте, вынесенном производителями из сирийской кампании.
30.07.18
-
«Нужно предлагать покупателю все одним кликом»
Чистая прибыль «Магнита» по итогам первого полугодия 2018 года снизилась на 14,4%.
30.07.18
-
Службы экспресс-доставки изменили рынок
Уже сейчас доля экспресс-доставки достигает от 10 до 20% рынка – считает генеральный директор FASTERY.
20.07.18
-
«Хлеб печем прямо в мусорный бак…»
Куда делись рецепты дореволюционного руского хлеба, почему сегодня невыгодно производить этот базовый продукт и кто виноват в гигантском количестве хлебных отходов.
13.07.18
-
С оглядкой на цифру
Почему в России «гуляют» экономические прогнозы и оценки, Александру Трушину рассказал специалист по статистике Василий Симчера.
10.07.18
-
Bank of America: Кризис и дефолт 1998-го уже на пороге
Устоит ли экономика России при глобальной экономической буре.
06.07.18
-
«Нам из бюджета не надо много денег»
Фонд развития промышленности (ФРП) был запущен три года назад — в июне 2015 года он выдал первый заем.
28.06.18
-
«Кто нам может помешать в нашей же стране, какие американцы?»
Председатель совета директоров «Трансойла» Игорь Ромашов рассказывает, как компания снижает зависимость от РЖД и почему не пострадала от санкций.
28.06.18