- Главная
- Интервью
- «Кто нам может помешать в нашей же стране, какие американцы?»
«Кто нам может помешать в нашей же стране, какие американцы?»
Председатель совета директоров «Трансойла» Игорь Ромашов рассказывает, как компания снижает зависимость от РЖД и почему не пострадала от санкций.
Железнодорожный оператор «Трансойл» оказался под американскими санкциями вместе с другими компаниями Геннадия Тимченко. Доля его структур в «Трансойле» составляет 80%. Миллиардер не стал выходить из этого бизнеса, как поступил в отношении глобальной трейдерской группы Gunvor.
«Трансойл» в отличие от нее работает в рублевой зоне, и четыре санкционных года не разрушили его бизнес – компания сохраняет статус крупнейшего в России перевозчика нефти и нефтепродуктов по железной дороге, инвестирует и платит дивиденды, рассказал в интервью «Ведомостям» председатель совета директоров «Трансойла» Игорь Ромашов. По его словам, компанию больше беспокоит продолжающийся уход грузов с железной дороги и неопределенность с новой Целевой моделью рынка грузовых железнодорожных перевозок.
– Нефть в этом году продолжила в целом дорожать, цена Brent в мае доходила почти до $80 за баррель. Как это сказывается на вашем бизнесе?
– Высокая цена на нефть – это плюс для пополнения российского бюджета. Но есть и минус. В странах, экономика которых тесно связана с ценой на нефть, при ее удорожании, как правило, замедляется внутреннее технологическое развитие: казна пополняется – это расслабляет. Когда же цена снижается, это заставляет задуматься – в первую очередь промышленность – о том, как жить в этот период. Поэтому правильнее, когда существует баланс, стабильная цена, которая была бы между «не очень высокой» и «не очень низкой». Эксперты называют эту цену: $60–70 за баррель.
Как представитель железнодорожного транспорта я бы сказал, что на объемные показатели погрузки влияет множество факторов: объем переработки нефти, выпуск определенных видов продуктов (вы знаете о программе увеличения глубины переработки). Цена на нефть имеет большое значение, но не определяющее.
– Сколько, по-вашему, продлится рост цен на нефть?
– Нужно учитывать совокупность факторов. Наша страна имеет квотные договоренности в рамках ОПЕК, которые призваны сбалансировать стоимость нефти. Такой подход позволяет существовать нефтяной отрасли во всех странах на уровне нормальной рентабельности, доходности, наполнения бюджетов. И при этом не приводить рынок к профициту, который, понятно, тут же будет давить в том числе на стоимость нефти. На цену влияет совокупность политических факторов. Нестабилен и объем потребления. В этой ситуации сложно оценивать, какой цена будет в каком-то долгосрочном периоде. Я надеюсь, что она сохранит стабильный уровень текущего момента.
– В течение какого периода? Этого года?
– Сложно сказать. Я далеко не самый большой аналитик в вопросах изменения цены на сырье, давно не работаю в нефтяной отрасли. Но думаю, что на период трех лет. Если не будет чрезвычайных факторов, которые отнесут цену в ту или другую сторону.
– В диапазоне $60–70 за баррель?
– Да, где-то так.
Нефть уходит с железной дороги в трубу
– В 2017 г. общая погрузка в сети РЖД выросла на 3,2% до 1,26 млн т, а перевозка нефти и нефтепродуктов, наоборот, снизилась на 0,2% до 235,45 млн т. С чем, вы думаете, связано падение?
– Это тенденция не последнего года, а, наверное, пяти или семи лет, в течение которых происходило снижение нефтяной базы в общем объеме погрузки на железной дороге. Тут тоже повлияла совокупность факторов. Прежде всего, на мой взгляд, сказалось изменение технического регламента: отрасль модернизируется, увеличивая глубину переработки нефти на заводах. Основные нефтяные продукты, перевозимые по железной дороге, – мазут и дизельное топливо. Раньше преобладал мазут с долей 70%. После модернизации НПЗ структура поменялась: 60% – это дизельное топливо, а 40% – мазут или производные от него; нефтяной кокс – новый продукт, который заменяет мазут. Доля мазута снизилась, из-за того что сократилось производство самого продукта. Что касается дизеля, то раньше в трубу уходило низкосернистое топливо, а все остальное везлось железной дорогой. Сегодня весь дизель стал низкосернистым, он однородный – соответственно, труба позволяет принять все это топливо. Это первая причина ухода объема [перевозок дизельного топлива] с железной дороги.
Вторая – тарифообразование. Тарифы на нефтянку [на сети РЖД] постоянно росли, индексировались, учитывая перекрестное субсидирование – нефтяные грузы фактически всегда субсидировали грузы более низких классов, в частности уголь. Это заставляло нефтяников – в том числе с учетом падения стоимости нефти, налогового маневра – искать более дешевые пути доставки. В этом плане трубопроводный транспорт выигрывал у железной дороги за счет более низкой цены. Эти факторы и сейчас присутствуют и влияют на объемные показатели перевозок нефти и нефтепродуктов. Плюс еще снизился объем переработки нефти.
– А на всех видах транспорта перевозка нефтепродуктов в целом не снизилась?
– Нет, не снизилась, если взять статистику нефтяной отрасли. Объемы добычи за последние 5–7 лет в целом росли (я не беру последние 1,5–2 года из-за ограничения добычи по соглашению с ОПЕК).
– Какой результат был у вас в 2017 г.?
– У нас показатели по сравнению с общесетевыми были чуть лучше. В 2017 г. наша перевозка составила 62,5 млн т – это прирост на 1,1%. Если брать пятилетний период, то перевозка выросла на 12,3%, а на сети – сократилась на 6%.
– Какие ожидания по погрузке в текущем году?
– Пока мы планируем сохранить уровень 2017 г., возможно с небольшим, 1–2%-ным, ростом. И то считаем, что это задача крайне амбициозная. Тенденция остается такой, что трубопроводный транспорт, конкурируя с дорогой, побеждает за счет цены. В ближайшее время Комсомольский нефтеперерабатывающий завод будет присоединен, уже началась пробная загрузка трубопровода. А это опять потеря. Поэтому, к сожалению, тенденция такая, какая она есть. И мы, и «Российские железные дороги» предпринимаем усилия по сохранению объема погрузки.
– А какие есть способы? Игра тарифами?
– Сейчас же не 90-е годы. (Улыбается.) Никто тарифами не играет.
– Ну как же – конкуренция...
https://www.vedomosti.ru/business/characters/2018/06/26/773846-pomeshat-amerikantsi?utm_campaign=newspaper_27_06_2018&utm_medium=email&utm_source=vedomosti
28.06.18
Заказать разработку маркетингового исследования по любой отрасли (или купить готовое) можно в агентстве MegaResearch: megaresearch.ru: 1 место в рейтинге Motton Pik, среди топ-50 агентств.
назад
Другие интервью
-
"Умный снос" превращает 90% строймусора во вторсырье
Москва производит около 7 миллионов тонн строительного мусора в год, а реновация добавит еще 1,5 миллиона тонн.
26.10.18
-
Двойные игры
Директор британского Королевского института международных отношений Робин Ниблетт — о движущих силах мировой политики.
09.10.18
-
Наша экономика во многом остается полуфеодальной - Артемьев
Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Игорь Артемьев назвал российскую экономику "во многом полуфеодальной". А также заявил о практически полном отсутствии конкуренции в малоразвитых регионах и сращивании бизнеса и власти.
08.10.18
-
По каким правилам работает нынешняя пенсионная система
Здравствуйте, дорогие друзья. Лето закончилось. Что это означает на практике для каждого из нас? В первую очередь то, что скоро весна.
18.09.18
-
«Коммуналка — это облегченная тюрьма»
Писатель Евгений Водолазкин — о травматичном эффекте жизни в коммуналках.
21.08.18
-
Как спасти овощеводческие хозяйства от банкротства
Аграрная наука в России в последние десятилетия влачила жалкое существование. Закрывались семеноводческие станции, многие работы были свернуты или прекращены.
15.08.18
-
Аркадий Дворкович «Если бояться санкций, не нужно ничего делать»
Аркадий Дворкович, в прошлом вице-премьер, а сейчас сопредседатель фонда «Сколково», рассказал в интервью РБК об обстоятельствах ухода из правительства, причинах бензинового кризиса и отношении к пенсионной реформе.
01.08.18
-
«10–15 лет назад такого и во сне нельзя было представить»
Глава авиакластера «Ростеха» Анатолий Сердюков в интервью впервые рассказал о своей работе в госкорпорации, стратегии объединения авиастроения в одном концерне и опыте, вынесенном производителями из сирийской кампании.
30.07.18
-
«Нужно предлагать покупателю все одним кликом»
Чистая прибыль «Магнита» по итогам первого полугодия 2018 года снизилась на 14,4%.
30.07.18
-
Службы экспресс-доставки изменили рынок
Уже сейчас доля экспресс-доставки достигает от 10 до 20% рынка – считает генеральный директор FASTERY.
20.07.18
-
«Хлеб печем прямо в мусорный бак…»
Куда делись рецепты дореволюционного руского хлеба, почему сегодня невыгодно производить этот базовый продукт и кто виноват в гигантском количестве хлебных отходов.
13.07.18
-
С оглядкой на цифру
Почему в России «гуляют» экономические прогнозы и оценки, Александру Трушину рассказал специалист по статистике Василий Симчера.
10.07.18
-
Bank of America: Кризис и дефолт 1998-го уже на пороге
Устоит ли экономика России при глобальной экономической буре.
06.07.18
-
«Нам из бюджета не надо много денег»
Фонд развития промышленности (ФРП) был запущен три года назад — в июне 2015 года он выдал первый заем.
28.06.18
-
Не изменится ничего!
Мнение представителя ООО «Завод герметизирующих материалов» о повышении НДС.
27.06.18