- Главная
- Юридическая практика
-
11.01.2017 00:00Вопрос юристу АУЗ:Судебная практика по защите юрлиц в электронных закупкахотвечает юрист АУЗ:Андрей КонталевКогда победа не в радостьС победителями торгов случаются нелепые ситуации, которые автоматически ставят их на место проигравших. Компания «Идеал-К» из Чечни победила в электронных торгах, но не успела подписать контракт по банальной причине: в результате короткого замыкания сгорел компьютер с настроенным программным обеспечением.Фактически ничего страшного не случилось, ведь победитель готов был подписать контракт чуть позднее, но Заказчик (пользуясь законными требованиями) настаивал на расторжении контракта. Вероятно, его смущала географическая удаленность победителя от Волгограда, поэтому задержка в подписании документов стала прекрасным поводом для расторжения договора.Заказчика не беспокоило, что победитель окажется в крайне невыгодном экономическом положении из-за расторжения контракта, поэтому своевременная помощь Ассоциации Участников Закупок оказалась крайне своевременной. Юристам АУЗ удалось доказать в суде, что произошедшее с оборудованием победителя – случайность, которая не имеет за собой умышленных или недобросовестных действий. А раз нет умысла, то и наказывать горе-участника за форс-мажорные обстоятельства не стоит – согласился суд.
-
10.01.2017 20:21Вопрос юристу АУЗ:
Судебная практика по защите юрлиц в электронных закупках
отвечает юрист АУЗ:Андрей КонталевКак неугодный стал угодным
Победители электронных торгов могут испытывать давление со стороны заказчика уже после заключения контракта. В такую ситуацию попала компания «Искусство продвижения в кино», выигравшая лот на изготовление журналов для ФГУП истории и культуры.
Победитель обратился в Ассоциацию Участников Закупок с жалобой: вскоре после подписания документов заказчик в одностороннем порядке расторгнул контракт и потребовал выплату неустойки. Как предположил победитель, в торгах должна была победить более «угодная» компания, поэтому заказчик решил любой ценой избавиться от посторонней фирмы. Ведь изначально сумма контракта составляла 5 миллионов рублей, но в ходе торгов цена была снижена до 2,2 миллиона. Заинтересованные лица понесли существенные финансовые потери и жаждали возмездия.
После вмешательства АУЗ были назначены судебные разбирательства, в ходе которых все действия победителя были признаны правомерными, а заказчик отступился от своих претензий. Ведь в случае настойчивого преследования победителя – уже он мог оказаться под обвинениями.
-
09.02.2018 00:00Вопрос юристу АУЗ:Можем ли мы с выпиской из СРО выполнять работы в рамках 223-ФЗ?отвечает юрист АУЗ:Бакалягин СергейСогласно п. 3 ч. 1 ст. 55.1 ГрКРФ основными целями саморегулируемых организаций являются обеспечение исполнения членами саморегулируемых организаций обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее - с использованием конкурентных способов заключения договоров).
Таким образом в данном случае законодатель включил в понятие «конкурентные способы закупки» не только закупи по 44-ФЗ, но и 223-ФЗ и иные. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 55.17 ГрКРФ в реестре членов саморегулируемой организации наряду с информацией, предусмотренной Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", в отношении каждого ее члена должны содержаться сведения о наличии у члена саморегулируемой организации права соответственно выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров.
На основании вышеизложенного, по нашему мнению, в случаях когда требование о членстве в СРО является обязательным, организация не в праве выполнять. -
09.01.2017 03:22Вопрос юристу АУЗ:
Судебная практика по защите юрлиц в электронных закупках
отвечает юрист АУЗ:Андрей КонталевКак копейка 5 миллионов сберегла
Маленькие неточности в контрактах могут стать причиной больших неприятностей, но могут и наоборот – содействовать экономии миллионов рублей. В этом убедилась компания ООО «Новое время», которая участвовала в торгах на строительство детского сада. Сумма контракта достигала 150 миллионов рублей, и компания успешно выиграла этот лот, однако перед заключением контракта узнала о найденных ошибках при оформлении банковской гарантии, из-за чего документ был признан подложным.
Победитель оказался в сложной ситуации: он не только терял выгодную сделку, но и рисковал полностью утратить 5 миллионов рублей, внесенных им на торговую площадку в качестве обеспечения контракта. Эти средства должны были уйти в государственный бюджет как штраф за нарушение условий участия. Кроме того, юрлицо попадало в реестр недобросовестных поставщиков, что закрывало ему доступ к электронным закупкам на долгие годы. Ситуация катастрофическая! И все - из-за небольшой ошибки в документах со стороны банка, выдавшего гарантию.
Победитель обратился за помощью к независимым экспертам в Ассоциацию Участников Закупок. По его жалобе началось детальное досудебное разбирательство. Юристы АУЗ сразу признали, что ситуация крайне сложная, шансы на успешное решение дела не превышали 3%. Однако помогла внимательность финансистов, которые разглядели в проекте контракта ошибку в 1 копейку: буквально (!). Используя эту неточность в качестве ключевого аргумента, они добились отмены протокола определявшего победителя.
Торги были признаны судом несостоявшимися. А раз торги не состоялись, то и нарушения в виде подложной банковской гарантии не было!
Таким хитрым образом юридическое лицо сумело сохранить свое доброе имя и полностью вернуть обеспечение контракта свой на расчетный счет.
Одна копейка буквально сберегла юридическому лицу 5 миллионов рублей!
-
06.01.2018 00:00Вопрос юристу АУЗ:Комиссия хочет отклонить по второй части, ссылаясь на 656 постановление Был приложен годовой Акт торг промыш палаты дилера производителя автомобиля *Нижегородец*.
Комиссия утверждает, что нужен Акт экспертизы на нашу организаци., и что Акт *Нижегородца* не подходит."отвечает юрист АУЗ:Бакалягин СергейВ соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
При этом не допускается требовать представления указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром. Согласно ч. 2, п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены п. п. 1, 3 - 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. з п. 3 Постановления N 656 следует, что подтверждением соответствия товаров, указанных в п. п. 14 - 16, 18, 20 - 26 и 33 Перечня, требованиям, предусмотренным пп. "б" и "в" п. 1 настоящего Постановления, является акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Положение о порядке выдачи актов экспертизы для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) и форма акта экспертизы утверждены Приказом ТПП России от 25.08.2014 N 64. Из п. 1.1 Положения следует, что под актом экспертизы понимается акт экспертизы для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд - документ, выданный уполномоченной ТПП России участнику закупки, который подтверждает соответствие товаров требованиям, предусмотренным Постановлением N 656. В то же время из п. 1.3 Порядка заполнения актов экспертизы по определению страны происхождения товаров и соответствия товаров требованиям Постановления Правительства РФ "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 14 июля 2014 года N 656, утвержденного Приказом ТПП России от 25.08.2014 N 66, следует, что акты экспертизы по определению страны происхождения товаров и соответствия товаров требованиям Постановления N 656 составляются экспертами уполномоченных ТПП в соответствии с указанным Порядком. При этом Приказ ТПП России N 66 издан в целях исполнения пп. 3.2 п. 3 Положения о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для отдельных видов товаров машиностроения) (Приложение 1 к Приказу ТПП России N 64), согласно которому сертификат происхождения товара формы СТ-1 оформляется на основании первичного акта экспертизы, выполненного экспертами уполномоченной ТПП России, которая расположена в месте нахождения непосредственного производителя товара - объекта закупок (его филиала, обособленного подразделения).
Указанные первичные акты экспертизы оформляются на постоянную номенклатуру товаров сроком на один год (годовые акты экспертизы). Суды указывают на то, что положения Постановления N 656 не содержат запрета на представление в составе заявки акта экспертизы, выданного производителю товара, - следовательно, указание в акте экспертизы в качестве заявителя лица, не являющегося участником аукциона (производителя товара), не свидетельствует о несоответствии товара требованиям законодательства. При этом отсутствие в аукционной документации конкретного указания на то, какой именно из актов экспертизы (выданный производителю или конкретному участнику закупки), позволяет участнику представить на выбор один из таких актов (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 N 17АП-12275/2015-АК по делу N А60-16982/2015). При этом указание в акте экспертизы в качестве заявителя лица, не являющегося участником аукциона (непосредственно производителя товара), не говорит о несоответствии товара требованиям законодательства Российской Федерации. Акт экспертизы составляется в отношении конкретного товара независимо от лица, обратившегося за проведением такой экспертизы (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 N 17АП-7582/2015-АК по делу N А60-4073/2015).
Таким образом, аукционная комиссия не вправе отклонить заявку.