- Главная
- Изменения налогового законодательства
- Взаимозависимые экономико-правовые отношения не могут являться основанием к исключению из общего режима налогообложения с налоговыми изъятиями (обязательствами), от которых свободны все прочие налогоплательщики в рамках одной категории
Взаимозависимые экономико-правовые отношения не могут являться основанием к исключению из общего режима налогообложения с налоговыми изъятиями (обязательствами), от которых свободны все прочие налогоплательщики в рамках одной категории
Конституционный Суд РФ признал пункт 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ не противоречащим Конституции РФ, поскольку его положения не предполагают обложения налогом на имущество организаций объектов движимого имущества, которые до совершения сделки между взаимозависимыми лицами, реорганизации или ликвидации юридических лиц не признавались объектом налогообложения у первоначального (предыдущего) собственника, только лишь в связи с принятием такого имущества на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи имущества между взаимозависимыми лицами.
Конституционный Суд РФ, в частности, указал следующее.
Пункт 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ во взаимосвязи с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 этого же Кодекса истолковывается в правоприменительной практике таким образом, что движимое имущество, учтенное в качестве основных средств организации, подлежит налогообложению (кроме основных средств первой и второй амортизационных групп) безотносительно ко времени его создания, первоначальному и последующим приобретениям и независимо от его износа (состояния) или режима налогообложения у прежних владельцев при единственном условии - приобретении налогоплательщиком имущества вследствие реорганизации или ликвидации либо у взаимозависимого лица.
Применение пункта 25 статьи 381 НК РФ в такой интерпретации имеет ограничительный эффект, поскольку удерживает хозяйствующих субъектов от участия в гражданском обороте, когда (и если) операции с движимым имуществом связаны с реорганизацией или ликвидацией юридических лиц либо им сопутствует взаимозависимость контрагентов. Отказывая при таких условиях налогоплательщику в освобождении от уплаты налога, притом что в остальном такое освобождение, имея общий характер, общедоступно и действует равным образом для всех налогоплательщиков, названное законоположение сдерживает хозяйствующих субъектов в намерении быть как-либо причастными к реорганизации или ликвидации юридического лица либо состоять в такой взаимозависимости, которая законом не запрещена, не относится сама по себе к правонарушениям и не влечет ответственности, но приводит к имущественным потерям в налоговой сфере.
Из приведенного истолкования пункта 25 статьи 381 НК РФ следует, что применение его положений в отношении однородных объектов движимого имущества при одинаковых условиях, в том числе сроках его создания, времени приобретения, и равнозначном экономическом использовании влечет отказ в применении налоговой льготы, прекращает ее действие и ставит объект под обложение налогом на имущество организаций лишь на том основании, что это движимое имущество перешло к кому-либо из группы взаимозависимых лиц либо поступило налогоплательщику вследствие реорганизации или ликвидации юридических лиц. При этом налоговое освобождение действует, если, в частности, указанное имущество остается в группе взаимозависимых лиц и она продолжает использовать его объекты с условием, что никто из участников группы их друг другу не передает.
В российской правовой системе реорганизация и ликвидация юридических лиц, а также взаимозависимость хозяйствующих субъектов и относящиеся к ним условия, признаки, процедуры, правовые последствия регулируются актами гражданского, антимонопольного и иного законодательства, в том числе НК РФ, из положений главы 141 "Взаимозависимые лица. Порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации" которой не следует, в частности, что взаимозависимость противоправна. Взаимозависимость представляет собой распространенное правовое состояние (экономическое правоотношение), а его правовое определение и оформление являются предпосылкой налогового регулирования и контроля. Правомерная взаимозависимость во многих случаях объективно сопутствует установлению устойчивых хозяйственных связей, кооперации и сокращению издержек, специализации и распределению экономических ролей и управленческих функций среди участников рынка, таких как производители, дилеры, лицензиаты и т.п.
Оставаясь законными (правомерными), названные экономико-правовые отношения, процедуры и связанные с ними институты (правообразования) объективно создают условия осуществления различных прав и свобод человека и гражданина и относятся к необходимым средствам поддержания правопорядка в гражданском обороте, обеспечения достоверности публичных реестров, защиты конкуренции и борьбы с экономическими злоупотреблениями на рынке, т.е. участвуют в достижении конституционно значимых целей. К правонарушениям же они как таковые не относятся, пока (если) их не используют в противоправной деятельности, подобно тому как не исключены злоупотребление правом и противоправное поведение с применением иных законных, необходимых в правопорядке институтов, средств или процедур, в том числе собственности, договора, судопроизводства и др., притом что сами они правомерны и не могут служить основанием произвольных правоограничений.
Не могут быть такие экономико-правовые отношения и основанием к исключению из общего режима налогообложения с налоговыми изъятиями (обязательствами), от которых свободны все прочие налогоплательщики в рамках одной категории. Установление или восстановление налогообложения исключительно по такому основанию сопоставимо по характеру и последствиям с мерами фискального принуждения, применение которого не обусловлено в данном случае противоправной деятельностью и злоупотреблениями и потому не может быть оправдано целями защиты конституционно значимых ценностей.
Прекращение действия налоговой льготы, обусловленное использованием в правомерной деятельности отдельно взятых законных средств (процедур, правил, форм), притом что с ее осуществлением не связано доказанное правонарушение или злоупотребление правом, не может быть признано пригодным (уместным) в защите конституционно значимых ценностей и, соответственно, пропорциональным целям такой защиты.
Следовательно, пункт 25 статьи 381 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу не допускает указанных правоограничений в отношении добросовестных участников гражданского оборота, получивших в процессе реорганизации (ликвидации) и (или) заключения гражданско-правовых сделок движимое имущество, не подлежавшее налогообложению у первоначального (предыдущего) собственника. Более того, придание названному законоположению смысла, противоположного выявленному Конституционным Судом РФ, означает его применение с обратной силой в отношении объектов, учтенных в качестве основных средств с 1 января 2013 года до 1 января 2015 года, тогда как именно в этот период движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на соответствующий учет (в том числе произведенное после указанной даты), было без оговорок, т.е. полностью, изъято из числа объектов, облагаемых налогом на имущество организаций.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36589/d03d07f891bad0c436ae88e988a185c5683434ca/
28.12.18
Заказать разработку маркетингового исследования по любой отрасли (или купить готовое) можно в агентстве MegaResearch: megaresearch.ru: 1 место в рейтинге Motton Pik, среди топ-50 агентств.
назад
Другие статьи по теме
-
Указания о порядке применения бюджетной классификации дополнены новыми целевыми статьями, направлениями расходов и КБК
Указания дополнены новыми целевыми статьями в целях отражения расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на финансирование мероприятий.
29.07.19
-
Росстатом утверждены обновленные статистические формы, по которым подаются сведения о деятельности в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий
Утверждены следующие формы...
29.07.19
-
В порядок формирования и применения КБК, предусмотренный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н, внесены изменения
Установлено, в частности, что на статью 180 "Прочие доходы" аналитической группы подвида доходов бюджетов относятся операции учреждений по уплате налогов.
29.07.19
-
Финансовые санкции Совбеза ООН в отношении Южного Судана продлены до 31 мая 2020 года
Санкции предусматривают замораживание всех денежных средств или иного имущества лиц, внесенных Комитетом Совбеза ООН по Южному Судану в санкционный перечень, а также лиц, действующих от их имени или по их указанию, либо организаций, которые находятся в их собственности или под их контролем.
08.07.19
-
Налоговые органы обязаны запросить сведения, подтверждающие право физлица на налоговую льготу
Если налогоплательщик, относящийся к одной из "льготных" категорий лиц (в т.ч. физлица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей), не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от ее применения, льгота предоставляется в "беззаявительном" порядке.
08.07.19
-
Подписан Федеральный закон о регулировании системы электронных платежей
Федеральным законом, в числе прочего, устанавливается...
08.07.19
-
Операторов электронных денежных средств обязали заключать договоры об оказании операционных услуг и услуг платежного клиринга только с организациями, работающими в России
Требуется, чтобы организации находились и осуществляли все свои функции на территории РФ. Исключение составляют случаи трансграничных переводов денежных средств.
08.07.19
-
Скорректирован порядок налогообложения НПФ
В связи с завершением преобразования негосударственных пенсионных фондов в акционерные общества изменен перечень доходов и расходов, которые учитываются ими при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
08.07.19
-
Освобождены от НДФЛ материальная выгода, полученная при "ипотечных каникулах", и суммы господдержки на погашение ипотеки
Согласно принятому Закону не признается доходом налогоплательщика материальная выгода, полученная в течение льготного периода, установленного в соответствии со статьей 6.1-1 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)".
08.07.19
-
ФНС России планирует обновить форму уведомления о контролируемых сделках
Проектом изменяются штрих-коды в приложении N 1 "Уведомления о контролируемых сделках".
04.06.19
-
Предложенный Правительством РФ законопроект, содержащий многочисленные поправки в НК РФ, внесен в Госдуму
Проект подготовлен в целях реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию.
04.06.19
-
С 1 июня 2019 года меняется форма уведомлений на уплату имущественных налогов и НДФЛ физлицами
Теперь платежные документы (квитанции) к уведомлению прилагаться не будут.
04.06.19
-
Стоимость имущества, передаваемого в качестве отступного, включается в доходы, облагаемые при УСН
Налоговой инспекцией было выявлено, что при передаче имущества (магазина) в качестве отступного у налогоплательщика возник доход, который не был отражен в составе налогооблагаемой базы по УСН, в связи с чем ему был доначислен налог, а также штраф и пени.
04.06.19
-
В декларациях (расчетах) по налогу на имущество указывается код ОКТМО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственного налоговому органу, в который они представляются
Налоговые декларации (расчеты) заполняются в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) муниципального образования в соответствии с ОКТМО.
04.06.19
-
Минфин России разъяснил понятие "предельного срока исполнения обязанности"
На основании пункта 8 статьи 6.1 НК РФ действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.
04.06.19
-
В АИС "Налог-3" реализована возможность снятия ККТ с регистрационного учета налоговым органом в одностороннем порядке
Снятие ККТ в одностороннем порядке (без заявления пользователя) осуществляется по следующим причинам...
04.06.19
-
Уведомить налоговый орган об уменьшении суммы налога при ПСН на расходы по приобретению ККТ необходимо по утвержденной форме
Налогоплательщики на ПСН вправе уменьшить исчисленный налог на сумму расходов по приобретению ККТ.
04.06.19
-
Расширена область действия контрольных полномочий Счетной палаты Российской Федерации
Установлено, что Счетная палата РФ осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении...
04.06.19
-
ФНС России даны разъяснения по вопросу определения количества нефтяного сырья, направленного на переработку, в целях исчисления акциза
При расчете ставки акциза на нефтяное сырье применяется удельный коэффициент, характеризующий корзину продуктов переработки нефтяного сырья, при определении которого используется, в частности, величина, характеризующая количество нефтяного сырья (Vнс), направленного на переработку.
14.05.19
-
Доходы от сдачи в аренду принадлежащего супругам жилого помещения учитываются при исчислении налога на профессиональный доход
С 1 января 2019 года в четырех субъектах РФ введен специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
14.05.19
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- —
- 55
- >>