Аппаратные игры

Аппаратные игры

У гособоронзаказа может появиться новый контролер.
 
В «оборонке» происходит очередная рокировка. По информации «Коммерсанта», заместитель главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максим Овчинников, отвечавший за гособоронзаказ, переходит на работу в «Роскосмос», а его место должен занять бывший заместитель главы Минкомсвязи Михаил Евраев.
 
Последний в конце нулевых годов уже работал в ФАС — возглавлял управление по контролю за размещением госзаказа и был одним из главных авторов современной системы госзакупок. Михаил Евраев также известен тем, что в споре Минэкономразвития с антимонопольным ведомством по поводу закона о госзакупках его позицию поддерживал Алексей Навальный. Кроме того, Евраев является одним из создателей Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), вызвавшей широкий общественной резонанс. Теперь же Михаил будет курировать систему госзаказа и оборонзаказа в ФАС.
 
Евраев. Начало
10 марта 2004 года руководителем Федеральной антимонопольной службы стал член партии «Яблоко», известный экономист Игорь Артемьев. Критик правительства привел с собой в ведомство лишь нескольких соратников по партии. Среди них были Михаил Евраев и Алексей Ульянов, ныне занимающий пост директора Института повышения конкурентоспособности. Игорь Артемьев стал создавать правовое поле, в рамках которого теперь осуществляет деятельность ФАС России. Однако по мнению Алексея Ульянова, с которым побеседовала «Лента.ру», это не особенно шло на пользу конкурентной системе в нашей стране: «ФАС сам контролирует и сам же пишет себе законы. Товарищ Сталин придерживался лозунга "разделяй и властвуй", а на Западе просто существует принцип разделения властей. У нас почему-то все в одних руках — поэтому всегда будешь беленький и пушистый».
 
Соответственно, сразу после появления в ФАС Михаил Евраев был назначен на должность начальника Управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ. Алексей Ульянов утверждает, что в ту пору это подразделение не имело практически никакого аппаратного веса. «Однако Евраев сразу развил очень бурную деятельность, из которой потом выросла тема госзаказа, которую потом отдали ФАС. Он открыл настоящий Клондайк и потом сам перешел в управление госзаказа ФАС», — говорит Ульянов.
 
По его словам, Михаил Евраев вошел во все рабочие группы, где обсуждалась тема госзаказа, и там чиновнику удавалось демонстрировать и ум, и хитрость: «Он очень хвастался тем, что, мог "недалеких депутатов" — эпитеты при этом были самые разные — "обводить вокруг пальца"». Евраев, например, смог провести неоднозначные поправки в закон о поддержке Дальнего Востока. «Во втором чтении было проведено 150 страниц текста, которые никакого отношения к региону не имели, но кардинально меняли систему закупок в стране», — утверждает Алексей Ульянов.
 
Коррупция «в законе»
Недостатки современной системы государственных закупок хорошо известны. Наиболее исчерпывающий анализ был предложен общественному мнению нынешним главой Счетной палаты РФ Алексеем Кудриным, который в 2017 году опубликовал большой доклад «Госзакупки: какой должна быть контрактная система», подготовленный под его руководством в Центре стратегических разработок (ЦСР).
 
Государственные закупки стали самостоятельной сферой после введения Федерального закона от 25 июля 2005 года номер 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Его принятие было первой официальной попыткой системно регулировать сферу, но этот закон ограничивался только этапом размещения госзаказа, то есть был фрагментарным, отмечается в докладе ЦСР.
 
Устранить пробелы должен был Федеральный закон от 5 апреля 2013 года номер 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Но после четырех лет его работы можно констатировать: он неэффективен. Отказаться от модели «процедуры ради процедур» не получилось: деньги в контрактной системе распределяются в основном механически — ни заказчик, ни поставщик не ориентированы на экономию и результат. В законе о контрактной системе был, по сути, воспроизведен старый подход, утверждают авторы доклада.
 
Алексей Ульянов оценивает существующее и по сию пору принципиальное противоречие в законах таким образом: «Покупать на аукционе невозможно в принципе — можно только продавать. А мы аукционные торги довели в какой-то момент до 100 процентов. Сейчас удалось снизить этот показатель до 60 процентов. Но все равно 60 процентов покупается по принципу, который дает либо коррупцию, либо высокую цену. Либо и то, и другое».
 
Отец законодательной бомбы
«В нашем законодательстве запрещено, например, биржевые товары покупать на бирже. У нас запрещено проводить конкурентные ценовые переговоры. Тем более сейчас можно спокойно записать любой разговор на телефон и приложить его в контрольные органы, — продолжает рассуждать о недостатках государственной закупочной системы Алексей Ульянов. — Весь бизнес в мире покупает на конкурентных переговорах, а у нас это запрещено. Или невозможно отменить итоги конкурса, когда после проведения торгов выясняется, что победитель — фирма-однодневка или что эта компания имеет крайне дурную репутацию и про нее все известно. Тогда, по уму, проводят повторные торги среди занявших второе-третье место. У нас это тоже запрещено. Наложен запрет на все самое эффективное, чтобы только плодить монополизацию и коррупцию при высоких ценах».
 
Роль Михаила Евраева в этом законотворческом процессе Алексей Ульянов комментирует следующим образом: «Можно сказать так: он является прародителем 94-го закона и той худшей части 44-го закона, которая перекочевала из старого закона. Многие негативные аспекты 94-го закона были инкорпорированы в 44-й. А потом Артемьев с Евраевым "отыграли назад", и теперь уже не понять, какой закон лучше или хуже, — они друг друга стоят».
 
«Система закупок — это 30 процентов экономики страны, — продолжает рассуждать Алексей Ульянов. — И что мы имеем в сухом остатке? Мы допустили монополизацию рынка, пустили иностранных поставщиков туда, куда мы могли бы их и не допускать, поддерживая программы импортозамещения, убили малый и средний бизнес. Сейчас госкомпаниям навязывают закупки малого бизнеса, и никто не говорит, что в закупках самого малого бизнеса, если исключить госкомпании, они составляют всего один процент. Потому что на аукционах малый бизнес победить не может — победит обязательно фирма-однодневка. А об этом никто говорить не хочет, к сожалению. Так что мы имеем абсурдную, извращенную систему».
 
Тень Навального
Сейчас мало кто помнит, как в 2008 году разразился скандал, в котором с одной стороны участвовала Счетная палата, с другой — ФАС. Тогдашний руководитель палаты Сергей Степашин назвал 94-й закон «самым коррупциогенным в России». Что ответил на критику Михаил Евраев? «Закон номер 94 — главный закон для борьбы с коррупцией». И оценил законодательство о госзакупках как «огромный прорыв».
 
Ожесточенной битвой было отмечено обсуждение нового 44-го закона, разработанного в Минэкономразвития. В открытую дискуссию тогда включилась Высшая школа экономики во главе с ее ректором Ярославом Кузьминовым. Неожиданным образом позицию ФАС, которая сводилась к тезису «ничего не менять», присоединился блогер Алескей Навальный, в связи с чем появилось мнение, что «умные люди и раньше догадывались, что совместное пребывание в "Яблоке" вполне могло сдружить двух молодых активистов — Евраева и Навального. Однако совместная атака на Минэкономразвития объяснялась не только воспоминаниями о партийной молодости и ведомственными амбициями — на аукционах по госзакупкам крутятся огромные деньги».
 
По мнению Алексея Ульянова, недостатки существующего законодательства нельзя списать на какое-то советское наследие или неправильно понятый зарубежный опыт: «Наоборот, брался лучший зарубежный опыт и делалось с точностью до наоборот. С большим трудом переломить ситуацию удалось тогдашнему министру экономики Эльвире Набиуллиной и команде из ВШЭ, когда приняли закон о федеральной контрактной системе, но до конца его довести так и не удалось».
 
В 2012 году партия и правительство бросили Михаила Евраева на усиление Минкомсвязи в качестве заместителя министра, курирующего «Почту России» и создание Государственной информационной системы ЖКХ (ГИС ЖКХ). «Когда он ушел из ФАС, все участники закупочной отрасли вздохнули с облегчением, — вспоминает Ульянов. — Все понимали: в любой нормальной стране его давно бы уже посадили. Или как в Китае… У нас его сделали замминистра и дали кусок пирога на освоение. Вот он и осваивал эти бюджетные миллиарды».
 
Всадник коммунального апокалипсиса
История с внедрением Государственной информационной системы ЖКХ, на которую государством было потрачено 2,3 миллиардов рублей, была сложной. Авторитетные критики по меньшей мере два последних года указывают на огромные недочеты в ее работе. Так, по мнению комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), опубликованному в 2017 году, ГИС ЖКХ была не готова к применению в качестве платежной и расчетной системы и к масштабной эксплуатации: «огромное количество ошибок, низкая скорость работы, невозможность автоматической интеграции с информационными базами поставщиков услуг, которые в итоге вынуждены вносить данные практически в ручном режиме».
 
А ведь ранее, будучи в должности заместителя министра связи и массовых коммуникаций, Михаил Евраев, наоборот, утверждал, что с 1 июля 2016 года ГИС ЖКХ «запускается в промышленную эксплуатацию на всей территории страны». И нельзя ведь сказать, что бывший вице-министр совсем говорил неправду: система, призванная решительно облегчить участь ответственных квартиросъемщиков, работает уже давно, вот только толку от нее, мягко говоря, до сих пор немного. Ситуация с ГИС ЖКХ еще два года назад для многих специалистов выглядела настолько затруднительной, что некоторые массмедиа предрекали к 1 января 2017 года настоящий коммунальный апокалипсис.
 
Апокалипсиса, конечно, не случилось. Судя по всему, лишь по той простой причине, озвученной Счетной палатой в январском отчете о проверке реализации программ деятельности ФГУП «Почта России»: «ГИС ЖКХ в настоящее время не готова к полноценному запуску: низкий процент заполнения необходимой информацией не позволяет в полной мере использовать потенциал системы для предоставления гражданам информации в сфере ЖКХ и возможности оплаты жилищно-коммунальных услуг».
 
И вот теперь, после всех вышеперечисленных успехов, Михаил Евраев возвращается в ФАС, чтобы курировать систему госзаказа и оборонзаказа. Причем по возвращении в службу в ведении Евраева останутся два из трех управлений ФАС в сфере оборонзаказа: контрольное и методологическое.
 
«Власть и деньги, к глубокому сожалению, влияют на людей негативно», — прокомментировал новое назначение Евраева Алексей Ульянов. Равно как и рынок, негативно воспринявший объединение контроля ФАС за тремя самостоятельными сферами расходования бюджетных средств: гособоронзаказом, гражданским госзаказом и закупками госкорпораций. По мнению экспертов, это принципиально разные области, и к каждой требуется особый подход. «Пессимизм внушает назначение Михаила Евраева на данный участок работы, поскольку его возвращение означает регресс, а самое главное — игнорирование экономики закупок в условиях санкций и экономической нестабильности. Позиция Евраева на платформе объединенного госзаказа свидетельствует о том, что принявшие это решение лица не собираются повышать эффективность расходования бюджетных средств, внедрять современные гибкие и быстрые методы электронной торговли, экономить общественные деньги», — подытожил один из опрошенных «Лентой.ру» экспертов, пожелавший остаться неназванным.
 
https://lenta.ru/articles/2018/10/02/evraev/

08.10.18

Заказать разработку маркетингового исследования по любой отрасли (или купить готовое) можно в агентстве MegaResearch: megaresearch.ru: 1 место в рейтинге Motton Pik, среди топ-50 агентств.

назад

Другие новости
13.11.18
Госзакупки станут абсолютно прозрачными

Cо следующего года все приобретения для государственных нужд будут осуществляться только в электронной форме.

13.11.18
Система госзкупок сдерживает производство в УФСИН Коми

В управлении ФСИН Коми прошло рабочее совещание с членом Совета Федерации Дмитрием Шатохиным.

13.11.18
Сведения об инвестициях госкомпаний станут закрытыми

Из публичного доступа уберут часть информации об инвестиционной деятельности госкомпаний и корпораций.

13.11.18
Смольный поможет предпринимателям работать с госзаказом

Врио губернатора Северной столицы пообещал бизнесменам помощь «в рамках закона»

13.11.18
Директор нижегородского муниципального учреждения уволен за нарушение закона о госзакупках

Директор нижегородского муниципального учреждения оштрафован и уволен с занимаемой им должности за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Об этом сообщила прокуратура Нижнего Новгорода.

09.11.18
Президент поручил ввести новые ограничения и запреты для закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Введут ответные санкции в отношении украинских физлиц и организаций.

09.11.18
Минфин разъяснил, кто формирует план закупок через Электронный бюджет

План закупок на 2019 год и плановый период 2020–2021 годов федеральные бюджетные и автономные учреждения обязали формировать в системе «Электронный бюджет».

09.11.18
Некоторые закупки вывели из-под действия Закона № 223-ФЗ

Сократили перечень закупок, при которых применяют Закон № 223-ФЗ.

09.11.18
Объём рынка по закупкам в электронной форме составил почти 34,1 трлн руб.

В сфере электронных закупок не хватает конкуренции, на один лот в среднем приходится три заявки, при этом число нарушений с каждым годом растёт.

09.11.18
УФАС выявило нарушения в закупке ЗакСа на услуги по охране Мариинского дворца

Петербургское управление антимонопольной службы признало обоснованной жалобу на закупку Заксобрания на оказание услуг по охране городского парламента в 2019 году.

08.11.18
Электронные процедуры оторвут от бумаги

В Госдуме обсудили продолжение реформы госзакупок.

08.11.18
Госзакупки станут абсолютно прозрачными

Cо следующего года все приобретения для государственных нужд будут осуществляться только в электронной форме.

07.11.18
Научные организации смогут проводить больше закупок малого объема по Закону N 44-ФЗ

11 ноября вступят в силу поправки к Закону N 44-ФЗ.

07.11.18
Президент поручил ввести новые ограничения и запреты для закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Введут ответные санкции в отношении украинских физлиц и организаций.

06.11.18
В Дятькове чиновника оштрафовали на 15000 рублей из-за закупок

В брянском городе Дятьково чиновника наказали за нарушение закона о госзакупках, сообщили в прокуратуре области.

06.11.18
Покаялись в рамках закона

Вины администраций районов в незавершении ремонта дворов нет.

06.11.18
ВС решит, арбитрабельны ли споры между подрядчиками по госконтрактам

Коллегия по экономическим спорам Верховного суда разрешит вопрос об арбитрабельности споров между генподрядчиками по госконтрактам и их субподрядчиками.

01.11.18
Прокуратура оштрафовала работника театра драмы за ошибку при госзакупках

Прокуратура Фрунзенского района Саратова проверила театр драмы имени И.А. Слонова на соблюдение законов при проведении госзакупок.

01.11.18
Инвестоварищества вывели из-под действия закона о госзакупках

Президент Владимир Путин подписал закон, который исключает правоотношения в рамках инвестиционных товариществ из действия закона о госзакупках.

31.10.18
Чиновник из Краснобаковского района заплатит штраф на нарушение закона в сфере госзакупок

Чиновника из Краснобаковского района Нижегородской области оштрафовали за нарушение закона в сфере госзакупок. Об этом сообщает прокуратура региона.

30.10.18
Для отмены извещения о госзакупке у единственного поставщика обращайтесь в управление ФАС

Госзаказчик разместил извещение о закупке у единственного поставщика, однако позднее потребность в ней отпала.

30.10.18
Заказчик вправе публиковать в ЕИС документы в формате PDF

Когда размещаете в ЕИС документацию, не обязательно обеспечивать участникам возможность копировать сведения из техзадания или искать данные по документам.

29.10.18
Кардиологический центр Минздрава КБР нарушил закон о госзакупках

Одному из участников незаконно отказали.

29.10.18
Усманов встал на кассу: зачем его компании данные о платежах в метро

Торги за право обслуживать кассы в метро закончились неожиданно: победитель, связанный с USM Алишера Усманова, снизил цену до отрицательного значения.

26.10.18
Чиновники в Твери планируют внести поправки в законодательство о закупках

Это связано с провалом ремонта дворов в 2017 году.

26.10.18
Скандальное екатеринбургское МУП

А в мэрии утверждают, что все в порядке.

25.10.18
Питание якутских школьников урегулируют новым законопроектом

По словам вице-спикера парламента Якутии Антонины Григорьевой, сейчас в республике остро стоит вопрос школьного и дошкольного питания.

24.10.18
Внимание, отдых в подарок!

Выиграйте 2-дневный отдых в престижном загородном отеле Ареал (Московская область), от организаторов Форума «Эффективное управление тендерным отделом». В конкурсе принимают участие все желающие.

24.10.18
В Минфине рассказали о ходе реализации закона об УКЭП для госзакупок

Проблем с реализацией закона об обязательной усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) не наблюдается.

22.10.18
Круглый стол. Почему перевозчики не согласны на «тотальный контроль»?

Директор департамента транспорта Омска планирует с 2019 г. ввести единый тариф для всех перевозчиков, платить они станут за каждый километр пути, а выручка поступит в бюджет.

22.10.18
Правительство предложило исключить инвесттоварищество из госзакупок

Правоотношения по купле-продаже акций акционерных обществ, а также регулирование отношений, возникающих в рамках договора инвестиционного товарищества, исключат из сферы действия закона о госзакупках.

19.10.18
Вениамин Кондратьев: пробки — проблема и Краснодара, и Сочи, и Новороссийска

Краснодар, Сочи и Новороссийск вошли в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

19.10.18
Законы меняют как хотят

В Белом доме услышали возражения рынков против инициатив ФАС.

19.10.18
Рекламе поправят фикцию

Участники рынка оценили потери от договорных тендеров.

18.10.18
7 обязательных действий заказчика перед переходом на электронные закупки в 2019 году

В конце 2017 года были приняты 4 основных изменяющих закона, которые регламентируют поэтапный переход на электронные закупки.