Франция использует общие правила госзакупок с Евросоюзом

Франция использует общие правила госзакупок с Евросоюзом

Эксперты Ассоциации Участников Закупок (АУЗ) рассказали об особенностях системы государственных закупок Франции.
 
По сообщению Владимира Ястребова – руководителя аналитического центра АУЗ, особенность Франции, как участницы Евросоюза, в том, что она привела свое национальное законодательство по госзакупкам в соответствие с действующим в ЕС. При этом законотворчество по электронным закупкам в ЕС определяют не сами страны-участницы, а так называемая Комиссия по госзакупкам, которая выпускает директивы, обязательные для всех стран-участниц этой системы. 
 
Среди важнейших постановлений, оказавших ключевое влияние на законодательство Франции в вопросах госзаказа и тендеров, можно упомянуть следующие: 
• Директива по коммунальным службам 2004/17/EC регулирует процессы электронных закупок организаций и коммунальных хозяйств в сфере водоснабжения, энергоносителей, транспортных услуг и почтовых доставок;
• Директива совокупного государственного сектора 2004/18/EC определяет электронные торги в части услуг, сервиса и контрактов общественных организаций;
• Акт 89/665/ЕЕС содержит механизмы ограничения совокупного госсектора по директиве 2004/18/EC;
• Акт 92/13/ЕЕС содержит механизмы ограничения по директиве 2004/17/EC.
 
Французское законодательство по закупкам включает в себя Кодекс государственных закупок (Code des Marches Publics - CMP), принятый 1 августа 2006 года, в основу которого положены упомянутые выше директивы и акты ЕС. Сфера действия CMP охватывает почти все виды государственных закупок Франции: административные, муниципальные и общественные. Тендеры последнего типа, то есть приходящие из общественного сектора, лежат вне поля зрения CMP, поскольку регулируются другим законом, который носит название «Постановление от 2005 года».
 
Выгоды и сомнения в единой системе
Членство в ЕС, помимо выгод при осуществлении госзаказа, (таких как прозрачность электронных торгов, равномерная конкуренция, справедливость для всех участников аукциона, возможность поиска международных подрядчиков), - накладывает на Францию несколько серьезных ограничений. 
 
Первое ограничение: согласно директивам ЕС, все предприятия ЕС должны иметь равные права при проведении аукционов госзаказа. Это означает, что Франция лишается преимущества отбора участников для своих тендеров в первую очередь французских представителей. 
 
Второе ограничение: объявление тендера должно проходить не только внутри страны, но и быть доступным для всех остальных участниц ЕС. С одной стороны, эти меры способствуют экономической интеграции Евросоюза, с другой – несколько ущемляют национальные интересы и инициативы стран-участниц. Статистика говорит, что международные закупки не обрели популярность в сфере госзаказа. Например, по данным за последние годы, такие заявки составляют лишь 3-5% от общего количества, поданных на аукционы. Самым главным препятствием, по которым государственные предприятия не хотят размещать международные заявки, - это отсутствие представительства в странах подрядчиков. Соответственно, заказчики опасаются, что не смогут проконтролировать качественное и своевременное выполнение контрактов по госзаказу.
 
Конфликт интересов единого рынка
Поскольку действующая во Франции система госзакупок подразумевает полный контроль государства над всеми стадиями процесса торгов: размещение заявок, составление сметы затрат, анализ и прогнозируемые расходы бюджетных средств, визирование контрактов и контроль за их выполнением, то участие в системе закупок ЕС часто идет вразрез с интересами страны и не способствует утверждению международных контрактов. Прибавим сюда такую особенность Франции, как создание особых комиссий, которые выборочно проверяют любой контракт на соблюдение законов. Эти комиссии действуют в рамках муниципальных органов власти, а также ведомств.
 
Главное требование директив ЕС – соблюдение установленного регламента и принципа справедливости для всех участников сделок, особенно, международных. Это выражается в требовании публиковать все заявки по госзаказу в специальном журнале ЕС. Только после этого разрешается публиковать данные о тендере во французских СМИ. Разумеется, речь идет об открытых контрактах, не содержащих государственную тайну либо стратегически важные проекты для государства.
 
Оплата за контракты – не только деньгами
Специалисты Ассоциации Участников Закупок подчеркивают, что несмотря на ряд существенных плюсов, система госзакупок Франции не нашла бы применения в нашей стране, так как может способствовать усилению коррупции. Франция, несмотря на подчинение условиям ЕС, имеет свои правила оплаты за контракты. Если в ЕС предусмотрена только денежная форма, то во Франции допустим так называемый концессионный договор, по которому оплату госзаказчик может принять в виде аренды (эксплуатации) установок, устройств или оборудования.
 
Еще одна интересная деталь: начальные (максимальные) цены контракта являются коммерческой тайной, в отличие, скажем, от практики России, где стоимость контракта сообщается в момент выставления лота. Цены известны лишь членам комиссии, которая надзирает за тем или иным тендером. Таким образом, кандидаты на конкурс по госзаказу подают заявки, исходя из среднерыночной, гипотетической, а не фактической стоимости.
 
Итоги
Если сделать выводы об участии Франции в международной системе госзакупок Евросоюза, то можно сказать следующее: несомненный прогресс в виде директив ЕС, входящих в местное законодательство по закупкам, обеспечивает государственным торгам во Франции необходимую прозрачность и справедливость. Обратной стороной медали является ограничение инициативы, жесткая субординация ЕС в части информации о закупке, уравнивание прав французских заказчиков и исполнителей перед иностранными заказчиками.
 

15.06.17

Заказать разработку маркетингового исследования по любой отрасли (или купить готовое) можно в агентстве MegaResearch: megaresearch.ru: 1 место в рейтинге Motton Pik, среди топ-50 агентств.

назад

Другие новости
21.06.18
Верховный суд обязал заказчика заплатить за невыполненные работы

Неурожай дает основание исполнителю не выполнить условия контракта, если предмет закупки – вырастить сельскохозяйственную продукцию.

21.06.18
Программное обеспечение для федеральных нужд закупят централизованно

Правительство определило "единых" заказчиков по закупкам программного обеспечения.

20.06.18
За участие в электронной закупке с 1 июля 2018 может взиматься плата

П. 4 ст. 24.1 закона № 44-ФЗ, вступающей в силу с 1 июля 2018 устанавливает возможность установления платы за участие в электронных конкурентных процедурах.

20.06.18
Направить протокол разногласий с 1 июля можно 1 раз

С 1 июля при оформлении госконтракта по итогам электронной процедуры направить протокол разногласий можно 1 раз.

20.06.18
К спецсчетам для госзакупок применяются определенные требования с начала июля

С 1 июля 2018 обеспечение заявок, подаваемых для участия в электронных конкурентных процедурах производится путем внесения денежных средств на спецсчета, открытые в уполномоченных банках (ч. 10 ст. 44 закона № 44-ФЗ).

20.06.18
Госзакупки откроются для электронных площадок

Правительство смягчило правила для их отбора.

19.06.18
Минфин запускает спецотсчет

Ведомство даст рынку три месяца на переход к госзакупкам по-новому.

15.06.18
Депутаты отклонили законопроект о снятии антидемпинговых мер при госзакупках

Госдума РФ отклонила правительственный законопроект, который снимал действующие антидемпинговые меры для участников госзакупок и передавал это регулирование на уровень правительства.

15.06.18
В Тюмени состоится экспертный форум по госзакупкам

Первый тюменский экспертный форум "Государственные и корпоративные закупки: открытость, конкурентность, эффективность" пройдет в Тюмени в Школе перспективных исследований ТюмГУ 15 июня.

15.06.18
В Сахалинской области треть госзакупок приходится на малый бизнес

Сумма заключённых контрактов превысила 4 миллиарда рублей.

14.06.18
Дороже, чем кажется

Количество нарушений при госзакупках утроилось.

08.06.18
Автопрому повезло с госзаказом

Государство закупило машин на 44,5 млрд руб.

08.06.18
Белорусская подпись уклонилась от квалификации

Республика получит доступ к госзакупкам в РФ в обход российского закона.

06.06.18
Реформа закупок уперлась в переходный период

Минфин может начать ее в любой момент до конца года.

01.06.18
Реформа закупок застряла на спецсчетах

Минфин вчера впервые официально подтвердил, что с 1 июля масштабная реформа инфраструктуры электронных госзакупок откладывается минимум до 2019 года.

29.05.18
Сговоры в тендерах сохраняют государственный бюджет

Такую парадоксальную мысль высказал в интервью глава района из Московской области, рассказавший об истинном устройстве системы электронных закупок.

10.04.18
Госзакупки бросают якорь в море цифровых технологий

Возможно ли  использование в системе закупок модных информационных технологии, таких как «блокчейн» и «смарт-контракты»?

09.04.18
АУЗ углубилась в Интернет

Ассоциация Участников Закупок расширила свое присутствие во всемирной сети. Еще один сайт некоммерческой организации теперь доступен по веб-адресу ауз.рф

04.04.18
Миллион тендеров состоялся

Эксперты посчитали количество государственных тендеров, заключенных в России с начала года.

02.04.18
Победу в тендерах можно предсказать

Эксперты рассекретили, в каких регионах страны выиграть тендер проще всего.

29.03.18
Самые доходные регионы России

Эксперты выявили самые богатые регионы страны, которые тратят максимальное количество средств через тендерную систему.

26.03.18
Профессионалы закупок готовятся к главному событию года

XIV Всероссийский Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ-ЗА честные закупки» состоится с 25 по 27 апреля на ВДНХ при поддержке Общероссийского народного фронта.

07.03.18
Всероссийский конкурс среди журналистов по теме: «Государственные и корпоративные закупки в Российской Федерации»

В целях поощрения представителей отечественной журналистики в профессиональном освещении темы государственных закупок и привлечения общественного внимания к актуальности данной проблематики

01.03.18
«Работа» в тендерном тренде

Специалисты Ассоциации Участников Закупок провели исследование популярных слов в электронных аукционах.

24.02.18
Как мелкий предприниматель одолел гигантскую ФАС

Индивидуальный предприниматель из города Махачкалы сумел побороть решение Федеральной Антимонопольной Службы России.

19.02.18
Маркетинговое агентство MegaResearch получило всплеск отзывов о своей работе от российских предпринимателей.

Начало года бизнесмены отметили высокой активностью в отношении компании, которая уже 10 лет разрабатывает маркетинговые исследования.

13.02.18
Бессовестных бизнесменов станет меньше, но ненадолго

Аналитики Ассоциации Участников Закупок прогнозируют уменьшение числа недобросовестных предпринимателей в электронных закупках.

08.02.18
Золото добывают в тендерах

Российские компании буквально извлекают драгоценный металл из системы государственных электронных закупок.

08.02.18
Российские предприниматели оставили отзывы о работе Центра Заключения Контрактов

Специалисты ЦЗК предоставили полынй доступ к базе отзывов клиентов о компании.

31.01.18
Тендеры разочаровали экспертов

«Система электронных закупок вызывает глубокое разочарование, которое усиливается с каждым годом».

24.01.18
Икрой с горбушей накормят сельских малышей

Одна их закупок детского сада Крымской Республики вогнала в ступор аналитиков Ассоциации Участников Закупок. 

22.01.18
Тендерный рынок ждет обрушение?

Эксперты Ассоциации Участников Закупок прогнозируют обрушение тендерного рынка в текущем году.

17.01.18
Отзывы об Ассоциации Участников Закупок (АУЗ) от ООО «ИМАН»

Компания "ИМАН" выразила благодарность специалистам АУЗ.

17.01.18
Отзывы об Ассоциации Участников Закупок (АУЗ) от ООО «УЛИСС»

Реальные отзывы от партнеров Ассоциации Участников Закупок.

16.01.18
3 месяца до Госзаказа

Крупнейший в России форум, посвященный тендерам, состоится уже скоро.