Круглый стол. Почему перевозчики не согласны на «тотальный контроль»?
Давайте посмотрим, из чего складывается расчетная стоимость услуг перевозчика, которую можно разделить как минимум на три части: 1. Собственно цена перевозки пассажиров (то есть – «себестоимость», которая в основном состоит из затрат перевозчика). 2. Плановая прибыль (все перевозчики понимают, что невозможно в нынешних экономических условиях рассчитывать на прибыть больше 10-15 процентов). 3. И средства, необходимые на обновление подвижного состава, за период более трех лет (так как при интенсивном использовании подвижного состава больше трех лет его использовать практически невозможно).
Некоторые городские чиновники, рассчитывают, что перевозчики в борьбе за определенный маршрут в ходе торгов будут уменьшать общую сумму стоимости услуги до самого минимума. И, возможно, будут гордиться тем, что в результате проведения торгов сэкономят бюджетные деньги (которые, кстати, надо еще найти). Но что может получиться в итоге? Какое-то время «победитель» может оказывать услуги по перевозке пассажиров ниже себестоимости, не получая прибыль. Но так не может продолжаться вечно. Любой разумный покупатель знает, что услуга или товар, который можно встретить на рынке ниже себестоимости, заведомо – низкого качества. Поэтому такой «победитель» неминуемо начнет искать пути экономии, а в итоге будут страдать пассажиры. Ну и, конечно, ни о каких закупках новых автобусов не может быть и речи.
Не думаю, что именно этого хотят добиться чиновники, так ратующие за перевод всех перевозчиков на муниципальные контракты. Если город как «заказчик» заказывает эту услугу и имеет в бюджете необходимые для оплаты средства, то будет найден и «исполнитель». Но если у «заказчика» денег нет (а на сегодняшний день даже бюджет города на 2019 год не определен окончательно), то возникает очень много вопросов. К примеру, где городские чиновники планируют найти необходимую сумму (а сумма немалая – от двух, до четырех миллиардов рублей!)? Схема, по которой департамент предполагает вначале собрать деньги с пассажиров, а потом из этих же средств заплатить перевозчику за услугу, как минимум очень ненадежная.
Подтверждение тому – постоянные убытки муниципальных ПАТП. Поэтому следующий вопрос – это ежемесячная ритмичность платежей «исполнителю» за проделанную работу. Как заправлять, ремонтировать автобусы, платить зарплату водителям, если нет надежного источника платежей, а вся полученная наличность будет инкассироваться в бюджет города? И кому в первую очередь будут платить? Муниципальным предприятиям, а частным перевозчикам – по остаточному принципу? И это лишь часть вопросов, на которые сегодня никто ответить не может. Так зачем затевать такой опасный эксперимент? Роман Поварченков: «Много ли у нас таких богатых перевозчиков, которые смогут возить целый месяц пассажиров за свой счет?»
Потому что согласно условиям контракта, инкассация выручки начинается с первого дня контракта, и у перевозчика образуется кассовый разрыв как минимум в месяц. Много ли у нас таких богатых перевозчиков, которые смогут возить целый месяц пассажиров за свой счет? К сожалению, контракт в том виде, в котором с ним были ознакомлены частные перевозчики, авансовых платежей даже и не предполагает. Андрей Хомишенец: «Департамент предлагает передавать данные еще в один центр, тоже на платной основе». Мы не раз говорили, что практически весь подвижной состав, участвующий в перевозке пассажиров частного бизнеса, уже подключен к системе ГЛОНАСС.
Все параметры подвижного состава (местоположение, скорость движения, время прохождения контрольных точек и т.д.) автоматически передаются в РНИЦ (стоимость услуги в пределах 200 рублей). А департамент предлагает передавать данные еще в один центр («Пассажир Сервис»), тоже на платной основе, причем только за подключение каждого автобуса надо заплатить 1000 рублей, плюс за ежемесячное обслуживание – еще столько же. Давайте цивилизованно урегулируем этот чисто экономический вопрос, и не будет никаких проблем с позиционированием всего подвижного состава. Иван Меняйлов: «Это не улучшит экономику в секторе общественного транспорта».
Ни один бизнес не работает без прибыли (как и муниципальное предприятие, если у него это получается). И все установленные налоговые отчисления от частных перевозчиков регулярно поступают в бюджет. А то, что многие перевозчики работают по упрощенной системе налогообложения, так это тоже в рамках закона. За последние два года прибыль в этом сегменте бизнеса только сокращается, это – факт. Но частные перевозчики сегодня сами справляются со своими проблемами и не просят дотаций из бюджета города. Переход на муниципальный контракт в корне изменит ситуацию: городской бюджет будет платить не только муниципальным, но и частным перевозчикам средствами из бюджета за перевозку пассажиров. Но это не улучшит экономику в секторе общественного транспорта. Для этого нужен совсем другой подход.
Мы занялись расчетами и по формуле (в которой задействованы расстояние маршрута и средняя скорость движения на маршруте) и определили оптимальное количество подвижного состава в городе. Оказалось, что более 150 единиц – лишние. Свои предложения мы направили в департамент транспорта. Ответа пока нет, но очевидно, что чем больше «лишних» автобусов, тем хуже экономика общественного транспорта, как для частных, так и для муниципальных перевозчиков. Так, может быть, с этого надо начинать? Юрий Лутков: «Муниципальный контракт может разрушить устойчивую «конструкцию» взаимоотношений лицензиата и частных предпринимателей».
Что касается водителей, то на сегодняшний день мы в обязательном порядке проводим предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр. Такую работу проводят квалифицированные медицинские работники в лицензированных медицинских пунктах. Весь порядок осуществляется так: утром водитель, прибыв на стоянку автобуса, получает путевой лист и проходит предрейсовый медицинский осмотр. Это – незыблемое правило, так как мы перевозим людей, а это – огромная ответственность. Еще в 2012 году наш партнер ООО «Оцелот» получил лицензию на предрейсовый и послерейсовый осмотр водителей. Сегодня в этом центре работает порядка 16 медицинских работников различных специальностей, и помимо своих водителей (входящих в «СРО «Омские перевозчики») в этом медицинском центре проходят осмотр порядка 500 сторонних водителей из разных организаций (в том числе пожарных, строительных и т.д.).
Автобус проходит ежедневный технический осмотр: слесари досконально проверяют работоспособность всех основных узлов и агрегатов транспортного средства перед выходом на маршрут. Контроль за техническим состоянием транспортных средств осуществляют специалисты, прошедшие обучение и аттестацию в УГАДН, а все наши автобусы прошли процедуру категорирования в «Росавтодоре» министерства транспорта РФ. Те водители, которые не являются частными предпринимателями, официально трудоустроены, со всеми официальными отчислениями в соцфонды работодателем.
В этом отношении муниципальный контракт может разрушить устойчивую «конструкцию» взаимоотношений лицензиата и частных предпринимателей (самостоятельно оплачивающих налоги из своей прибыли), сложившуюся на сегодня. Возможная задержка зарплаты никого не стимулирует работать лучше. Как сказал А. Вялков: «Схема проста: пассажир платит в город, а уже затем идёт расчёт с перевозчиками». А если задержка зарплаты водителям будет по причине задержки выплат из бюджета частному перевозчику, накажут все равно последнего? В муниципальном контракте (на право перевозки пассажиров по определенному маршруту) 18 пунктов посвящены штрафным санкциям. Все перечисленные в них требования практически невозможно выполнить. К примеру, штраф за срыв графика движения.
На маршруте с автобусом может случиться все что угодно: встал в пробке, поломка, ДТП и т.д. Конечно, каждый штраф можно оспорить, но уже в следующем месяце, а в текущем месяце перевозчик недополучит свои заработанные деньги. Подписав такой контракт, перевозчик становится полностью зависимым от департамента, который сможет под любым предлогом не выплачивать заработанные деньги. Не станет ли это способом давления на частных перевозчиков? Никто не спорит с тем, что сказал А. Вялков: «Главная задача – обеспечить комфортную и безопасную перевозку людей вне зависимости от того, едет пассажир в муниципальном автобусе или в коммерческой маршрутке». Как видим, многие претензии можно урегулировать уже сегодня.
Все зависит от того, насколько готова власть вести ДИАЛОГ с бизнесом, насколько готова прислушиваться к голосу профессионалов-практиков, которые знают рынок перевозок пассажиров более глубоко и у же сегодня видят все «подводные камни», на которые не хотелось бы натыкаться в будущем. Хотя, возможно, смысл муниципальных контрактов совсем в другом: возможно, чиновники хотят жестче контролировать частных перевозчиков. Но самый тотальный контроль, как все знают – в тюрьме. И сможет ли департамент транспорта при таком тотальном контроле обеспечить «комфортную и безопасную перевозку пассажиров»? Большой вопрос…
Заказать разработку маркетингового исследования по любой отрасли (или купить готовое) можно в агентстве MegaResearch: megaresearch.ru: 1 место в рейтинге Motton Pik, среди топ-50 агентств.
29.07.19
|
Что произошло? |
29.07.19
|
Законопроект описывает систему проведения электронного аукциона на право покупки и аренды госземли. |
29.07.19
|
Больше всего денег удалось сберечь на торгах по закону о госзакупках. |
29.07.19
|
После истории с нехваткой лекарственных средств для онкологических больных в онкологическом центре Тюмени, активисты проекта «За честные закупки» регионального отделения ОНФ промониторили не только поставки препаратов, но и закупки программ для сопровождения бухгалтерского и складского учета медучреждений. |
29.07.19
|
Постановлением Правительства РФ от 18.07.2019 № 920 с 30 июля 2019 года вносятся изменения в постановление Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005. |
29.07.19
|
Организаторы 5 Всероссийского Форума «Эффективное управление тендерным отделом» запустили мобильное приложение, способствующее более легкому обучению участников. |
26.07.19
|
Организаторы 5 Всероссийского Форума «Эффективное управление тендерным отделом» запустили мобильное приложение, способствующее более легкому обучению участников. |
10.07.19
|
Решение принято из экономических соображений. |
08.07.19
|
Власти республики объявили сразу несколько тендеров на формирование современной городской среды. |
08.07.19
|
Министерство топливно-энергетического комплекса и ЖКХ Краснодарского края обвъявило тендер на закупку 5 планшетов Apple. На 5 планшетов планируют потратить до 314 600 рублей. |
08.07.19
|
На сайте государственных закупок появились три аукциона на оказание услуг по предоставлению кредитных средств. |
08.07.19
|
В России вступили в силу масштабные поправки к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ), направленные на упрощение и ускорение закупочных процедур. |
08.07.19
|
Правительство РФ будет утверждать порядок осуществления контроля и периодичность проверок в области госзакупок. |
14.06.19
|
С 1 июля 2019 года вступает в силу ряд законодательных изменений в 44-ФЗ, по которому бизнесменам становится проще участвовать в электронных торгах. |
04.06.19
|
|
04.06.19
|
Минфин России планирует постепенно сближать нормы закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ) с положениями закона "О контрактной системе" (44-ФЗ). |
14.05.19
|
Сомнительные практики организации конкурсов для госзакупок необходимо пресекать, заявил президент Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам.
|
14.05.19
|
Минфин РФ отчитался о засекреченных госконтрактах в России. |
07.05.19
|
Всероссийский Форум участников электронных закупок сокращает количество дней проведения. В связи с важными изменениями на тендерном рынке. |
01.05.19
|
В Туле обсудили итоги мониторинга практического применения законодательства в сфере государственных закупок. |
01.05.19
|
В Нижнем Новгороде ООО «Городские инженерные сети» проводит аукцион по закупке трех общественных туалетов повышенной комфортности общей стоимостью 16 млн рублей. |
01.05.19
|
Депутат Государственной Думы от Еврейской автономной области Анатолий Тихомиров рассказал об особенностях Федерального Закона №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». |
01.05.19
|
Федеральная служба войск национальной гвардии (она же — Росгвардия) предлагает внести изменения в закон о госзакупках. |
24.04.19
|
Благодаря пристальному вниманию фронтовиков за 5 лет в бюджет Орловской области было возвращено более 6 миллионов рублей. |
24.04.19
|
Государственная дума приняла поправки в закон о государственных закупках. Нововведения положительно повлияют на северный завоз и конкурсные процедуры на территории округа. |
24.04.19
|
Региональное УФАС постановило главе Томского района выплатить штраф в размере 3000 рублей за нарушение закона при проведении госзакупок на покупку автомобиля для местной администрации. |
24.04.19
|
Глава села в Ставропольском крае стал фигурантом дела о нарушении закона о закупках, говорится на сайте ведомства. |
24.04.19
|
Новый закон, регламентирующий государственные и муниципальные закупки, 18 апреля был принят Госдумой. |
24.04.19
|
Соответствующий проект внесли в Госдуму в начале апреля. Эффективность госзакупок хотят повысить за счет сокращения сроков закупочных процедур и ликвидации дополнительной бумажной работы. |
08.04.19
|
Госдума в приоритетном порядке собирается рассмотреть внесенный правительством законопроект о реформировании контрактной системы. |
08.04.19
|
В Госдуме состоялось важное событие. В первом чтении был принят законопроект “О внесении изменений в ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (44-ФЗ) в сфере культуры. |
04.04.19
|
К такому выводу пришли организаторы Всероссийского Форума «Эффективное управление тендерным отделом», состоявшегося в Московском регионе. |
27.03.19
|
22 марта в пресс-центре ТАСС в преддверии XV Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» состоялась пресс-конференция, основной темой которой стало обсуждение предстоящей реформы контрактной системы. |
25.03.19
|
Действие закона о госзакупках не затронет творческую деятельность российских учреждений культуры. Об этом говорится в концепции законопроекта «О культуре». |
25.03.19
|
Директор центра развития персонала "Активный персонал" Татьяна Рагулина отметила, что нужно вернуть госкомпаниям право самим закупать некоторые вещи. |