• Главная
  • Тендеры
  • Спор по договору субподряда в рамках госконтракта может рассматриваться в третейском суде

Спор по договору субподряда в рамках госконтракта может рассматриваться в третейском суде

Спор по договору субподряда в рамках госконтракта может рассматриваться в третейском суде

Верховный Суд разъяснил, когда принудительное исполнение решения третейского суда не нарушит публичный порядок.
 
Эксперты «АГ» назвали решение ВС важным. При этом один из них полагает, что Суд отклонился от изначально поставленного вопроса об арбитрабельности спора, ограничившись исследованием фактов нарушения публичного порядка. Другой эксперт отметил, что в данном случае не было никаких поводов для сомнений в арбитрабельности, а ссылка на нарушение публичного порядка является недобросовестной попыткой проигравшей стороны оспорить решение третейского суда.

10 декабря Верховный Суд вынес Определение № 306-ЭС18-8105 по спору, в котором сторона, проигравшая разбирательство в третейском суде, пыталась оспорить его решение в арбитражных судах, ссылаясь на нарушение им публичного порядка.
 
В конце 2014 г. Минспорта РФ заключило госконтракт с ОАО «Стройтрансгаз» на строительство стадиона вместимостью 45 тыс. зрительских мест в Волгограде. Во исполнение данного госконтракта в апреле 2015 г. «Стройтрансгаз» привлек в качестве субподрядчика общество «Строительная компания “Стратегия”». По условиям договора субподрядчик обязался выполнить комплекс работ по возведению несущих железобетонных конструкций и отдельных инфраструктурных объектов на прилегающей территории; работы по устройству фундаментной монолитной железобетонной плиты стадиона.
 
Договор субподряда также содержал третейскую оговорку, согласно которой при всех спорах и разногласиях, а также во всех прямо или косвенно связанных с ними случаях стороны должны обращаться в третейский суд при некоммерческой организации – Фонд «Право и Экономика ТЭК». Впоследствии «Стройтрансгаз» посчитал, что действия субподрядчика в рамках исполнения договора нарушают его законные права и интересы, и обратился в арбитражное учреждение с иском к строительной компании.
 
В августе 2017 г. третейский суд взыскал с ответчика в пользу истца задолженность в сумме 183,4 млн руб., а также 1,2 млн руб. на возмещение расходов последнего по уплате третейского сбора. В связи с неисполнением проигравшей стороной решения третейского суда «Стройтрансгаз» обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное его исполнение. Арбитражный суд удовлетворил это требование, решение поддержала и апелляция.
 
Общество «СК “Стратегия”» подало кассационную жалобу в Верховный Суд РФ, в которой оно, ссылаясь на существенное нарушение норм права, просило отменить судебные акты нижестоящих инстанций и принять по делу новое решение, не передавая его на новое рассмотрение.
 
В кассационной жалобе заявитель указал на то, что договор субподряда фактически основан на контрактных обязательствах с Министерством спорта РФ. Госконтракты должны исполняться с соблюдением принципов открытости и прозрачности, обеспечения конкуренции, контроля общества за расходованием публичных средств и их эффективным использованием, профессионализма заказчиков и исполнителей, предотвращения и противодействия коррупции, ответственности за результативность и эффективность реализации размещенных заказов. В то же время принципы третейского разбирательства не позволяют обеспечить указанные цели, в том числе и в процессе исполнения указанных выше контрактных обязательств.
 
Также в жалобе отмечалось, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28 января 2014 г. № 11535/13 и Определении ВС РФ от 28 июля 2017 г. № 305-ЭС15-20073, в настоящем случае спор, рассмотренный третейским судом, не мог являться предметом третейского разбирательства в силу его публичного характера.
 
Указанные обстоятельства, по мнению заявителя, являются основанием для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
 
Изучив обстоятельства дела № А12-39725/2017, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к следующим выводам. Принудительное исполнение решения третейского суда по гражданско-правовому спору, возникшему при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривается арбитражным судом по заявлению стороны третейского разбирательства, в пользу которой принято решение третейского суда.
 
Со ссылкой на ч. 4 ст. 238 и ст. 239 АПК Суд отметил, что при рассмотрении дела арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие оснований для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда путем исследования представленных ему доказательств обоснования заявленных требований и возражений. При этом арбитражный суд не вправе переоценивать обстоятельства, установленные третейским судом, либо пересматривать решение третейского суда по существу.
 
Также ВС отметил, что заявитель ссылался на то, что выдача исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда приведет к нарушению публичного порядка РФ и наличию оснований для отказа в его выдаче, предусмотренных п. 2 ч. 4 ст. 239 АПК РФ. В этой связи Верховный Суд пояснил, что указанное основание проверяется судом по собственной инициативе на любой стадии рассмотрения дела независимо от доводов и возражений сторон. Вместе с тем участники спора вправе приводить доводы, свидетельствующие о наличии вышеуказанных оснований отказа в исполнении третейского решения (п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 26 февраля 2013 г. № 156).
 
Поскольку заявитель не доказал наличия обстоятельств, противоречащих публичному порядку РФ и не явился на судебное заседание коллегии ВС РФ, а его оппонент, напротив, подтвердил исполнение им обязательств подрядчика перед госзаказчиком, Суд оставил в силе судебные акты нижестоящих инстанций.
 
Юрист «Кульков, Колотилов и партнеры» Сергей Лысов полагает, что в комментируемом деле важно не только итоговое определение Судебной коллегии, но и Определение о передаче дела кассационной жалобы на разрешение Верховного Суда. В нем судья посчитала заслуживающими внимания аргументы субподрядчика о том, что спор не может быть предметом судебного разбирательства, поскольку договор субподряда предполагал использование бюджетных средств в рамках строительства стадиона. «Таким образом, Суд заинтересовал вопрос об арбитрабельности спора, связанного с государственным финансированием», – отметил эксперт.
 
По мнению эксперта, в определении Судебная коллегия отошла от изначально поставленного вопроса, лаконично указав, что субподрядчик не доказал нарушение публичного порядка. «Однако арбитрабельность и нарушение публичного порядка – различные и самостоятельные основания для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение арбитражных решений», – отметил юрист. Сергей Лысов предположил, что Суд намеренно ушел от изначально «заявленной» в определении о передаче повестки – это могло быть связано с тем, что буквально через неделю после судебного заседания Госдума приняла во втором чтении законопроект, прямо установивший арбитрабельность споров из Закона о госзакупках.
 
Управляющий партнер АБ «Бартолиус», член Совета АП г. Москвы Юлий Тай назвал решение ВС обоснованным и последовательным. Он напомнил, что ранее Судебная коллегия по экономическим спорам на основе обращения в КС РФ 11 июля 2018 г. сформулировала свою точку зрения об арбитрабельности споров с участием лиц, заключающих государственные контракты или договоры, опосредующие их исполнение, о чем сообщала «АГ». «Нет никаких сомнений в их арбитрабельности, а ссылка на публичный порядок является сама по себе “каучуковой” и требует в каждом конкретном случае детального мотивирования и подтверждения, особенно в настоящее время, когда в России существует лишь четыре постоянно действующих третейских суда», – пояснил эксперт.
 
По мнению Юлия Тая, этот фактор приобретает важное значение, когда участник  третейского разбирательства не ссылается на отсутствие компетенции, а после проигрыша начинает недобросовестно ссылаться на данное обстоятельство. Он позитивно оценил тот факт, что дело было передано судьей ВС с противоположной позицией, но вопреки сложившейся традиции (более 97% случаев) коллегия не отменила судебные акты нижестоящих инстанций. «Это делает данный прецедент еще более заметным и убедительным, – отметил эксперт. – Надеюсь, что ВС навсегда закроет эту дискуссию и недобросовестные попытки оппортунистов торпедировать решения третейских судов».
 
https://www.advgazeta.ru/novosti/vs-spor-po-dogovoru-subpodryada-v-ramkakh-goskontrakta-mozhet-rassmatrivatsya-v-treteyskom-sude/

10.01.19

Заказать разработку маркетингового исследования по любой отрасли (или купить готовое) можно в агентстве MegaResearch: megaresearch.ru: 1 место в рейтинге Motton Pik, среди топ-50 агентств.

назад

Другие новости
16.01.19
В Сарове глава коммерческой организации дважды нарушил закон о госзакупках

В ЗАТО Саров Нижегородской области руководитель коммерческой организации дважды оштрафован за нарушения законодательства о закупках для муниципальных нужд.

16.01.19
Путин подписал закон, ограничивающий доступ к сведениям о гособоронзаказе

Президент Владимир Путин подписал закон о сокращении сроков размещения гособоронзаказа (ГОЗ) и ограничении круга лиц, обладающих информацией о закупках вооружения, военной и специальной техники.

15.01.19
«ГОСЗАКАЗ» готовится к юбилею!

Самое крупное мероприятие федерального уровня в сфере закупок - XV Юбилейный Всероссийский Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ» состоится 3-5 апреля 2019 г. в Москве, на ВДНХ, в 75-м павильоне.

14.01.19
В Сарове глава коммерческой организации дважды нарушил закон о госзакупках

В ЗАТО Саров Нижегородской области руководитель коммерческой организации дважды оштрафован за нарушения законодательства о закупках для муниципальных нужд.

14.01.19
Законы об ответственности за ложную экспертизу в госзакупках вступили в силу

Президент РФ подписал законы об ответственности за ложную экспертизу в госзакупках. Изменения внесены в УК РФ, КоАП РФ и 44-ФЗ.

14.01.19
Клей, скотч и перчатки по цене выше рыночной: Сапару Исакову предъявили обвинение по ремонту Исторического музея

Экс-премьер-министра обвиняют в незаконном привлечении к делу немецкой компании, услуги которой обошлись бюджету в кругленькую сумму.

14.01.19
Амурские рейтинги госзакупок: топ-5 самых крупных закупок, самые активные заказчики и кто сэкономил бюджетные деньги

Напомним, госзакупки регулируют два закона - 223-ФЗ (он касается всяких госкорпораций и естественных монополий, по нему объявили закупок на 49,5 миллиарда) и 44-ФЗ (он касается всех остальных, по нему сумма закупок - 12,6 миллиарда).

14.01.19
В Курчатове

Парк ядерных технологий создали в 2005 году для развития и внедрения научных инноваций.

10.01.19
Форум АУЗ открывает сайт

Образовательное мероприятие Ассоциации Участников Закупок обзаводится собственным представительством в сети Интернет.

10.01.19
Путин запретил доступ к данным о закупках вооружений и военной техники

Министр обороны Сергей Шойгу в мае говорил, что его объем в 2018 году составит около 1,5 трлн руб., из этих средств 70% пойдет на закупку вооружения.

10.01.19
Президент подписал законы об ответственности за ложное экспертное заключение в сфере госзакупок

Подписанные Владимиром Путиным законы вносят соответствующие изменения в УК, УПК и КоАП РФ.

10.01.19
Администрация Смоленской области предусмотрела 71 млн рублей на элитные автомобили

Деньги были «выделены» на техническое обслуживание и ремонт иномарок из спецгаража.

10.01.19
Нацплан, реформа судов и контроль над закупками — законы против коррупционеров

Что изменилось в антикоррупционном законодательстве в 2018 году.

31.12.18
Тендерный форум собрал первые отзывы

Создатели Форума «Эффективное управление тендерным отделом» обратились к участникам мероприятия, прошедшего в Москве, с просьбой предоставить обратную связь.

28.12.18
Киллеры госзаказа: как устроен бизнес жалобщиков в сфере госзакупок

Объем российского рынка распределения госзаказов в 2017 году достиг 6,3 трлн руб. Рядом с ним появился растущий бизнес профессиональных жалобщиков — людей, которые срывают госзакупки, в том числе за деньги и в чужих интересах.

25.12.18
Тендеры поехали в Новосибирск

Бизнесмены удаленных регионов России получат шанс увеличить количество побед в электронных закупках. Создатели Форума «Эффективное управление тендерным отделом» расширяют географию проведения мероприятия.

25.12.18
Путин поручил автоматизировать ряд процессов в сфере госзакупок

Такое приручение дано правительству России, доклад по этому вопросу должен быть представлен к 1 июля 2019 года.

25.12.18
Строгий контроль за госзакупками повысит их эффективность – сенатор Ростислав Гольдштейн

Президент России Владимир Путин поручил автоматизировать ряд процессов в сфере госзакупок.

25.12.18
Госкомпании нашли законный способ покупать импортное телеком-оборудование

Государственные компании нашли законный способ обойти требование покупать отечественное телекоммуникационное оборудование, пишет "Коммерсантъ".

25.12.18
Члены Совета Федерации одобрили закон о порядке госзакупок у единственного поставщика

Соответствующее решение было принято в ходе заседания верхней палаты парламента.

21.12.18
В Минздраве закон о госзакупках нарушили 613 раз за год — генпрокурор КР

Надзорный орган провел проверки с целью выявления коррупции в ведомстве и выработки мер по ее устранению.

21.12.18
Путин поручил автоматизировать ряд процессов в сфере госзакупок

Такое приручение дано правительству России, доклад по этому вопросу должен быть представлен к 1 июля 2019 года.

21.12.18
Госдума приняла закон о возможности уменьшения размера обеспечения исполнения контракта

В соответствии с документом, размер обеспечения исполнения контракта уменьшается пропорционально стоимости выполненных поставщиком работ до полного исполнения контракта.

21.12.18
За два года более 1,7 тыс. должностных лиц привлечены к ответственности за нарушение закона о госзакупках

Органами прокуратуры Кыргызстана по результатам проведенных проверок за 2017 год и 10 месяцев 2018 года выявлено 2 тыс. 920 случаев нарушений законодательства о государственных закупках.

21.12.18
Поправки в закон о закупках в сфере культуры будут внесены в ближайшее время

Поправки в 44 Федеральный закон, регулирующий госзакупки в сфере культуры, будут сформулированы и внесены в ближайшее время комитетом Госдумы по культуре.

21.12.18
Госкомпании через лазейки закупают импортное оборудование

Российский производитель телекоммуникационного оборудования Т8 пожаловался на спад поставок госкомпаниям в связи с тем.

17.12.18
ФАС признала: мэрия Нижнего нарушила закон о госзакупках

Активисты организации «СТОПкартель» смогли убедить антимонопольщиков, что мэрия Нижнего нарушила закон о госзакупках.

17.12.18
Бывшего гендиректора ГлавУКСа оштрафовали за незаконное дробление единой закупки в 17 млн рублей

Бывшего гендиректора МКУ «Главное управление по капитальному строительству Нижнего Новгорода» оштрафовали за незаконное дробление единой закупки в 17 млн рублей.

17.12.18
Мединский выступил за изменение закона о госзакупках для театров

Глава Минкультуры отметил сложность творческих процессов в рамках 44-го Федерального закона.

17.12.18
Путин пообещал ускорить поправки в закон о госзакупках для театров

Президент отметил, что многие вещи в этой сфере кажутся ему "архаичными и совершенно неприменимыми к сфере искусства".

17.12.18
Госдума приняла закон о порядке госзакупок у единственного поставщика

Сейчас закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случаях, определенных указом или распоряжением президента, а также постановлением или распоряжением правительства.

11.12.18
Что дает дробление и укрупнение лотов?

13% обращений бизнес-омбудсмену Башкирии в этом году связаны со сферой государственных и муниципальных контрактов.

11.12.18
В правительстве области прошел круглый стол, посвященный Международному дню борьбы с коррупцией

На круглом столе обсуждались вопросы, связанные с взаимодействием общественных организаций и органов власти в противодействии коррупции.

11.12.18
Руководство Министерства по делам Северного Кавказа могут отправить за решетку из-за миллиардных хищений

Коррупционный скандал назревает в министерстве по делам Северного Кавказа. По некоторым данным, он связан с хищением средств, выделенных из российского бюджета на развитие Южной Осетии.

11.12.18
Правительство обяжет госкомпании закупать отечественное ПО

Правительство подготовило новые директивы для госкомпаний по обязательной закупке отечественного программного обеспечения.