• Главная
  • Тендеры
  • Спор по договору субподряда в рамках госконтракта может рассматриваться в третейском суде

Спор по договору субподряда в рамках госконтракта может рассматриваться в третейском суде

Спор по договору субподряда в рамках госконтракта может рассматриваться в третейском суде

Верховный Суд разъяснил, когда принудительное исполнение решения третейского суда не нарушит публичный порядок.
 
Эксперты «АГ» назвали решение ВС важным. При этом один из них полагает, что Суд отклонился от изначально поставленного вопроса об арбитрабельности спора, ограничившись исследованием фактов нарушения публичного порядка. Другой эксперт отметил, что в данном случае не было никаких поводов для сомнений в арбитрабельности, а ссылка на нарушение публичного порядка является недобросовестной попыткой проигравшей стороны оспорить решение третейского суда.

10 декабря Верховный Суд вынес Определение № 306-ЭС18-8105 по спору, в котором сторона, проигравшая разбирательство в третейском суде, пыталась оспорить его решение в арбитражных судах, ссылаясь на нарушение им публичного порядка.
 
В конце 2014 г. Минспорта РФ заключило госконтракт с ОАО «Стройтрансгаз» на строительство стадиона вместимостью 45 тыс. зрительских мест в Волгограде. Во исполнение данного госконтракта в апреле 2015 г. «Стройтрансгаз» привлек в качестве субподрядчика общество «Строительная компания “Стратегия”». По условиям договора субподрядчик обязался выполнить комплекс работ по возведению несущих железобетонных конструкций и отдельных инфраструктурных объектов на прилегающей территории; работы по устройству фундаментной монолитной железобетонной плиты стадиона.
 
Договор субподряда также содержал третейскую оговорку, согласно которой при всех спорах и разногласиях, а также во всех прямо или косвенно связанных с ними случаях стороны должны обращаться в третейский суд при некоммерческой организации – Фонд «Право и Экономика ТЭК». Впоследствии «Стройтрансгаз» посчитал, что действия субподрядчика в рамках исполнения договора нарушают его законные права и интересы, и обратился в арбитражное учреждение с иском к строительной компании.
 
В августе 2017 г. третейский суд взыскал с ответчика в пользу истца задолженность в сумме 183,4 млн руб., а также 1,2 млн руб. на возмещение расходов последнего по уплате третейского сбора. В связи с неисполнением проигравшей стороной решения третейского суда «Стройтрансгаз» обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное его исполнение. Арбитражный суд удовлетворил это требование, решение поддержала и апелляция.
 
Общество «СК “Стратегия”» подало кассационную жалобу в Верховный Суд РФ, в которой оно, ссылаясь на существенное нарушение норм права, просило отменить судебные акты нижестоящих инстанций и принять по делу новое решение, не передавая его на новое рассмотрение.
 
В кассационной жалобе заявитель указал на то, что договор субподряда фактически основан на контрактных обязательствах с Министерством спорта РФ. Госконтракты должны исполняться с соблюдением принципов открытости и прозрачности, обеспечения конкуренции, контроля общества за расходованием публичных средств и их эффективным использованием, профессионализма заказчиков и исполнителей, предотвращения и противодействия коррупции, ответственности за результативность и эффективность реализации размещенных заказов. В то же время принципы третейского разбирательства не позволяют обеспечить указанные цели, в том числе и в процессе исполнения указанных выше контрактных обязательств.
 
Также в жалобе отмечалось, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28 января 2014 г. № 11535/13 и Определении ВС РФ от 28 июля 2017 г. № 305-ЭС15-20073, в настоящем случае спор, рассмотренный третейским судом, не мог являться предметом третейского разбирательства в силу его публичного характера.
 
Указанные обстоятельства, по мнению заявителя, являются основанием для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
 
Изучив обстоятельства дела № А12-39725/2017, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к следующим выводам. Принудительное исполнение решения третейского суда по гражданско-правовому спору, возникшему при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривается арбитражным судом по заявлению стороны третейского разбирательства, в пользу которой принято решение третейского суда.
 
Со ссылкой на ч. 4 ст. 238 и ст. 239 АПК Суд отметил, что при рассмотрении дела арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие оснований для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда путем исследования представленных ему доказательств обоснования заявленных требований и возражений. При этом арбитражный суд не вправе переоценивать обстоятельства, установленные третейским судом, либо пересматривать решение третейского суда по существу.
 
Также ВС отметил, что заявитель ссылался на то, что выдача исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда приведет к нарушению публичного порядка РФ и наличию оснований для отказа в его выдаче, предусмотренных п. 2 ч. 4 ст. 239 АПК РФ. В этой связи Верховный Суд пояснил, что указанное основание проверяется судом по собственной инициативе на любой стадии рассмотрения дела независимо от доводов и возражений сторон. Вместе с тем участники спора вправе приводить доводы, свидетельствующие о наличии вышеуказанных оснований отказа в исполнении третейского решения (п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 26 февраля 2013 г. № 156).
 
Поскольку заявитель не доказал наличия обстоятельств, противоречащих публичному порядку РФ и не явился на судебное заседание коллегии ВС РФ, а его оппонент, напротив, подтвердил исполнение им обязательств подрядчика перед госзаказчиком, Суд оставил в силе судебные акты нижестоящих инстанций.
 
Юрист «Кульков, Колотилов и партнеры» Сергей Лысов полагает, что в комментируемом деле важно не только итоговое определение Судебной коллегии, но и Определение о передаче дела кассационной жалобы на разрешение Верховного Суда. В нем судья посчитала заслуживающими внимания аргументы субподрядчика о том, что спор не может быть предметом судебного разбирательства, поскольку договор субподряда предполагал использование бюджетных средств в рамках строительства стадиона. «Таким образом, Суд заинтересовал вопрос об арбитрабельности спора, связанного с государственным финансированием», – отметил эксперт.
 
По мнению эксперта, в определении Судебная коллегия отошла от изначально поставленного вопроса, лаконично указав, что субподрядчик не доказал нарушение публичного порядка. «Однако арбитрабельность и нарушение публичного порядка – различные и самостоятельные основания для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение арбитражных решений», – отметил юрист. Сергей Лысов предположил, что Суд намеренно ушел от изначально «заявленной» в определении о передаче повестки – это могло быть связано с тем, что буквально через неделю после судебного заседания Госдума приняла во втором чтении законопроект, прямо установивший арбитрабельность споров из Закона о госзакупках.
 
Управляющий партнер АБ «Бартолиус», член Совета АП г. Москвы Юлий Тай назвал решение ВС обоснованным и последовательным. Он напомнил, что ранее Судебная коллегия по экономическим спорам на основе обращения в КС РФ 11 июля 2018 г. сформулировала свою точку зрения об арбитрабельности споров с участием лиц, заключающих государственные контракты или договоры, опосредующие их исполнение, о чем сообщала «АГ». «Нет никаких сомнений в их арбитрабельности, а ссылка на публичный порядок является сама по себе “каучуковой” и требует в каждом конкретном случае детального мотивирования и подтверждения, особенно в настоящее время, когда в России существует лишь четыре постоянно действующих третейских суда», – пояснил эксперт.
 
По мнению Юлия Тая, этот фактор приобретает важное значение, когда участник  третейского разбирательства не ссылается на отсутствие компетенции, а после проигрыша начинает недобросовестно ссылаться на данное обстоятельство. Он позитивно оценил тот факт, что дело было передано судьей ВС с противоположной позицией, но вопреки сложившейся традиции (более 97% случаев) коллегия не отменила судебные акты нижестоящих инстанций. «Это делает данный прецедент еще более заметным и убедительным, – отметил эксперт. – Надеюсь, что ВС навсегда закроет эту дискуссию и недобросовестные попытки оппортунистов торпедировать решения третейских судов».
 
https://www.advgazeta.ru/novosti/vs-spor-po-dogovoru-subpodryada-v-ramkakh-goskontrakta-mozhet-rassmatrivatsya-v-treteyskom-sude/

10.01.19

Заказать разработку маркетингового исследования по любой отрасли (или купить готовое) можно в агентстве MegaResearch: megaresearch.ru: 1 место в рейтинге Motton Pik, среди топ-50 агентств.

назад

Другие новости
29.07.19
Изменились штрафы по ККТ и гособоронзаказу

Что произошло?

29.07.19
В Госдуме разработали порядок электронных аукционов с землей

Законопроект описывает систему проведения электронного аукциона на право покупки и аренды госземли.

29.07.19
Более 1 млрд рублей сэкономила Удмуртия на закупках с начала года

Больше всего денег удалось сберечь на торгах по закону о госзакупках.

29.07.19
Тюменских чиновников обвинили в необоснованно высоких тратах на компьютерные программы

После истории с нехваткой лекарственных средств для онкологических больных в онкологическом центре Тюмени, активисты проекта «За честные закупки» регионального отделения ОНФ промониторили не только поставки препаратов, но и закупки программ для сопровождения бухгалтерского и складского учета медучреждений.

29.07.19
С 30 июля 2019 года Правительством РФ изменены требования к банковским гарантиям, предоставляемым в рамках Закона № 44-ФЗ о контрактной системе

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2019 № 920 с 30 июля 2019 года вносятся изменения в постановление Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005.

29.07.19
Тендерный Форум повысил технологичность и объединил бизнесменов

Организаторы 5 Всероссийского Форума «Эффективное управление тендерным отделом» запустили мобильное приложение, способствующее более легкому обучению участников.

26.07.19
Тендерный Форум повысил технологичность и объединил бизнесменов

Организаторы 5 Всероссийского Форума «Эффективное управление тендерным отделом» запустили мобильное приложение, способствующее более легкому обучению участников.

10.07.19
5 Всероссийский Форум отказался от Крыма

Решение принято из экономических соображений.

08.07.19
Татарстан потратит более 2 млрд рублей на urban-проекты

Власти республики объявили сразу несколько тендеров на формирование современной городской среды.

08.07.19
Министерство ЖКХ Краснодарского края купит 5 планшетов Apple по 63 тыс руб

Министерство топливно-энергетического комплекса и ЖКХ Краснодарского края обвъявило тендер на закупку 5 планшетов Apple. На 5 планшетов планируют потратить до 314 600 рублей.

08.07.19
Усинская мэрия собирается взять кредиты на сумму 270 517 000 рублей

На сайте государственных закупок появились три аукциона на оказание услуг по предоставлению кредитных средств.

08.07.19
Вступили в силу масштабные поправки к закону о госзакупках

В России вступили в силу масштабные поправки к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ), направленные на упрощение и ускорение закупочных процедур.

08.07.19
Правительство РФ будет контролировать госзакупки

Правительство РФ будет утверждать порядок осуществления контроля и периодичность проверок в области госзакупок.

14.06.19
Государственные закупки упростились, но стали закрытее

С 1 июля 2019 года вступает в силу ряд законодательных изменений в 44-ФЗ, по которому бизнесменам становится проще участвовать в электронных торгах.

04.06.19
Мутко: закон о госзакупках необходимо уточнить

04.06.19
Минфин собирается сближать закон о закупках госкомпаний с законом о госзакупках

Минфин России планирует постепенно сближать нормы закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ) с положениями закона "О контрактной системе" (44-ФЗ).

14.05.19
Путин призвал чиновников прекратить распил госзакупок

Сомнительные практики организации конкурсов для госзакупок необходимо пресекать, заявил президент Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам.

14.05.19
Засекреченных госконтрактов в России на 2,4 трлн рублей

Минфин РФ отчитался о засекреченных госконтрактах в России.

07.05.19
Тендерный Форум поменяет формат

Всероссийский Форум участников электронных закупок сокращает количество дней проведения. В связи с важными изменениями на тендерном рынке.

01.05.19
В Туле ведется работа над поправками к закону о госзакупках

В Туле обсудили итоги мониторинга практического применения законодательства в сфере государственных закупок.

01.05.19
Для Нижнего Новгорода закупят три туалета с подогревом общей стоимостью 16 млн рублей

В Нижнем Новгороде ООО «Городские инженерные сети» проводит аукцион по закупке трех общественных туалетов повышенной комфортности общей стоимостью 16 млн рублей.

01.05.19
Депутат Госдумы от ЕАО: Закон о госзакупках претерпит серьезные изменения

Депутат Государственной Думы от Еврейской автономной области Анатолий Тихомиров рассказал об особенностях Федерального Закона №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

01.05.19
Росгвардия после скандала с Навальным просит засекретить свои госзакупки

Федеральная служба войск национальной гвардии (она же — Росгвардия) предлагает внести изменения в закон о госзакупках.

24.04.19
ОНФ проследит за госзакупками

Благодаря пристальному вниманию фронтовиков за 5 лет в бюджет Орловской области было возвращено более 6 миллионов рублей.

24.04.19
Поправки в закон о госзакупках упростят северный завоз на Чукотке

Государственная дума приняла поправки в закон о государственных закупках. Нововведения положительно повлияют на северный завоз и конкурсные процедуры на территории округа.

24.04.19
Глава Томского района обжалует в суде штраф в 3000 рублей

Региональное УФАС постановило главе Томского района выплатить штраф в размере 3000 рублей за нарушение закона при проведении госзакупок на покупку автомобиля для местной администрации.

24.04.19
Прокуратура уличила главу села на Ставрополье в нарушении закона о закупках

Глава села в Ставропольском крае стал фигурантом дела о нарушении закона о закупках, говорится на сайте ведомства.

24.04.19
Малый бизнес освободят от залогов и гарантий при госзакупках

Новый закон, регламентирующий государственные и муниципальные закупки, 18 апреля был принят Госдумой.

24.04.19
Госдума приняла законопроект о совершенствовании системы госзакупок

Соответствующий проект внесли в Госдуму в начале апреля. Эффективность госзакупок хотят повысить за счет сокращения сроков закупочных процедур и ликвидации дополнительной бумажной работы.

08.04.19
Госдума рассмотрит законопроект о корректировке госзакупок 11 апреля

Госдума в приоритетном порядке собирается рассмотреть внесенный правительством законопроект о реформировании контрактной системы.

08.04.19
Госдума освободила культуру от госзакупок

В Госдуме состоялось важное событие. В первом чтении был принят законопроект “О внесении изменений в ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (44-ФЗ) в сфере культуры.

04.04.19
90% бизнесменов не умеют работать с электронными закупками

К такому выводу пришли организаторы Всероссийского Форума «Эффективное управление тендерным отделом», состоявшегося в Московском регионе.

27.03.19
Контрактную систему ожидают перемены

22 марта в пресс-центре ТАСС в преддверии XV Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» состоялась пресс-конференция, основной темой которой стало обсуждение предстоящей реформы контрактной системы.

25.03.19
Закон о госзакупках не коснется творческой деятельности в России

Действие закона о госзакупках не затронет творческую деятельность российских учреждений культуры. Об этом говорится в концепции законопроекта «О культуре».

25.03.19
Упрощение процедуры госзакупок поможет развитию малого бизнеса

Директор центра развития персонала "Активный персонал" Татьяна Рагулина отметила, что нужно вернуть госкомпаниям право самим закупать некоторые вещи.