Франция использует общие правила госзакупок с Евросоюзом
Франция использует общие правила госзакупок с Евросоюзом

Эксперты Ассоциации Участников Закупок (АУЗ) рассказали об особенностях системы государственных закупок Франции.
 
По сообщению Владимира Ястребова – руководителя аналитического центра АУЗ, особенность Франции, как участницы Евросоюза, в том, что она привела свое национальное законодательство по госзакупкам в соответствие с действующим в ЕС. При этом законотворчество по электронным закупкам в ЕС определяют не сами страны-участницы, а так называемая Комиссия по госзакупкам, которая выпускает директивы, обязательные для всех стран-участниц этой системы. 
 
Среди важнейших постановлений, оказавших ключевое влияние на законодательство Франции в вопросах госзаказа и тендеров, можно упомянуть следующие: 
• Директива по коммунальным службам 2004/17/EC регулирует процессы электронных закупок организаций и коммунальных хозяйств в сфере водоснабжения, энергоносителей, транспортных услуг и почтовых доставок;
• Директива совокупного государственного сектора 2004/18/EC определяет электронные торги в части услуг, сервиса и контрактов общественных организаций;
• Акт 89/665/ЕЕС содержит механизмы ограничения совокупного госсектора по директиве 2004/18/EC;
• Акт 92/13/ЕЕС содержит механизмы ограничения по директиве 2004/17/EC.
 
Французское законодательство по закупкам включает в себя Кодекс государственных закупок (Code des Marches Publics - CMP), принятый 1 августа 2006 года, в основу которого положены упомянутые выше директивы и акты ЕС. Сфера действия CMP охватывает почти все виды государственных закупок Франции: административные, муниципальные и общественные. Тендеры последнего типа, то есть приходящие из общественного сектора, лежат вне поля зрения CMP, поскольку регулируются другим законом, который носит название «Постановление от 2005 года».
 
Выгоды и сомнения в единой системе
Членство в ЕС, помимо выгод при осуществлении госзаказа, (таких как прозрачность электронных торгов, равномерная конкуренция, справедливость для всех участников аукциона, возможность поиска международных подрядчиков), - накладывает на Францию несколько серьезных ограничений. 
 
Первое ограничение: согласно директивам ЕС, все предприятия ЕС должны иметь равные права при проведении аукционов госзаказа. Это означает, что Франция лишается преимущества отбора участников для своих тендеров в первую очередь французских представителей. 
 
Второе ограничение: объявление тендера должно проходить не только внутри страны, но и быть доступным для всех остальных участниц ЕС. С одной стороны, эти меры способствуют экономической интеграции Евросоюза, с другой – несколько ущемляют национальные интересы и инициативы стран-участниц. Статистика говорит, что международные закупки не обрели популярность в сфере госзаказа. Например, по данным за последние годы, такие заявки составляют лишь 3-5% от общего количества, поданных на аукционы. Самым главным препятствием, по которым государственные предприятия не хотят размещать международные заявки, - это отсутствие представительства в странах подрядчиков. Соответственно, заказчики опасаются, что не смогут проконтролировать качественное и своевременное выполнение контрактов по госзаказу.
 
Конфликт интересов единого рынка
Поскольку действующая во Франции система госзакупок подразумевает полный контроль государства над всеми стадиями процесса торгов: размещение заявок, составление сметы затрат, анализ и прогнозируемые расходы бюджетных средств, визирование контрактов и контроль за их выполнением, то участие в системе закупок ЕС часто идет вразрез с интересами страны и не способствует утверждению международных контрактов. Прибавим сюда такую особенность Франции, как создание особых комиссий, которые выборочно проверяют любой контракт на соблюдение законов. Эти комиссии действуют в рамках муниципальных органов власти, а также ведомств.
 
Главное требование директив ЕС – соблюдение установленного регламента и принципа справедливости для всех участников сделок, особенно, международных. Это выражается в требовании публиковать все заявки по госзаказу в специальном журнале ЕС. Только после этого разрешается публиковать данные о тендере во французских СМИ. Разумеется, речь идет об открытых контрактах, не содержащих государственную тайну либо стратегически важные проекты для государства.
 
Оплата за контракты – не только деньгами
Специалисты Ассоциации Участников Закупок подчеркивают, что несмотря на ряд существенных плюсов, система госзакупок Франции не нашла бы применения в нашей стране, так как может способствовать усилению коррупции. Франция, несмотря на подчинение условиям ЕС, имеет свои правила оплаты за контракты. Если в ЕС предусмотрена только денежная форма, то во Франции допустим так называемый концессионный договор, по которому оплату госзаказчик может принять в виде аренды (эксплуатации) установок, устройств или оборудования.
 
Еще одна интересная деталь: начальные (максимальные) цены контракта являются коммерческой тайной, в отличие, скажем, от практики России, где стоимость контракта сообщается в момент выставления лота. Цены известны лишь членам комиссии, которая надзирает за тем или иным тендером. Таким образом, кандидаты на конкурс по госзаказу подают заявки, исходя из среднерыночной, гипотетической, а не фактической стоимости.
 
Итоги
Если сделать выводы об участии Франции в международной системе госзакупок Евросоюза, то можно сказать следующее: несомненный прогресс в виде директив ЕС, входящих в местное законодательство по закупкам, обеспечивает государственным торгам во Франции необходимую прозрачность и справедливость. Обратной стороной медали является ограничение инициативы, жесткая субординация ЕС в части информации о закупке, уравнивание прав французских заказчиков и исполнителей перед иностранными заказчиками.
 

15.06.17 00:00

назад

Другие исследования рынков
05.03.18 00:00
Крепче кризис - сильнее продажи

Таким принципом руководствуются некоторые Российские компании, разрабатывая новые схемы управления торговым персоналом.

01.03.18 00:00
«Работа» в тендерном тренде

Специалисты Ассоциации Участников Закупок провели исследование популярных слов в электронных аукционах.

28.02.18 00:00
Анализ российского рынка приборов учета воды: итоги 2017 г., прогноз 2020 г.

В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему “Российский рынок приборов учета воды: итоги 2017 г., прогноз 2020 г.», выяснилось, что в 2017 году объем производства приборов учета воды составил 7560 тыс.шт. и снизился за год на 4,5%. По данным Росстат, приборы учета воды производятся в ПФО, СЗФО, ЦФО, УФО РФ. Лидирует ПФО с долей производства 80,9%.

28.02.18 00:00
Анализ российского рынка приборов учета газа: итоги 2017 г., прогноз 2020 г.

В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему “ Российский рынок приборов учета газа: итоги 2017 г., прогноз до 2020 г.», выяснилось, что согласно данным Росстат в 2017 году объем отечественного производства приборов учета газа составил 1310 тыс.шт. и увеличился за год на 1,7%.

24.02.18 00:00
Как мелкий предприниматель одолел гигантскую ФАС

Индивидуальный предприниматель из города Махачкалы сумел побороть решение Федеральной Антимонопольной Службы России.

13.02.18 00:00
Бессовестных бизнесменов станет меньше, но ненадолго

Аналитики Ассоциации Участников Закупок прогнозируют уменьшение числа недобросовестных предпринимателей в электронных закупках.

08.02.18 00:00
Золото добывают в тендерах

Российские компании буквально извлекают драгоценный металл из системы государственных электронных закупок.

31.01.18 12:00
Тендеры разочаровали экспертов

«Система электронных закупок вызывает глубокое разочарование, которое усиливается с каждым годом».

29.01.18 00:00
Производители мечтают о кризисе

В России существуют предприятия, которые кризис фактически не затронул. Наоборот, эти производители мечтают, чтобы ситуация в отрасли ухудшилась.

29.01.18 00:00
Процентные ставки по депозитам для бизнеса в 2017 году заметно снизились

В ноябре-декабре 2017 года в структуре предложения рублевых вкладов для юридических лиц и ИП преобладали продукты со ставками 6,01-7,00% годовых

26.01.18 00:00
Свыше 50% экспортных поставок яичных продуктов из РФ приходится на сушеные яйца

В 2016 году из страны было вывезено 333,3 т. сушеных яиц на сумму 592,8 тыс. долл.

24.01.18 00:00
Икрой с горбушей накормят сельских малышей

Одна их закупок детского сада Крымской Республики вогнала в ступор аналитиков Ассоциации Участников Закупок. 

22.01.18 00:00
Тендерный рынок ждет обрушение?

Эксперты Ассоциации Участников Закупок прогнозируют обрушение тендерного рынка в текущем году.

22.01.18 00:00
Объем выпуска волоконно-оптических кабелей в России показал колоссальный скачок

За 10 месяцев 2017 года было выпущено в 2,2 раза больше волоконно-оптических кабелей, чем за полный 2016 год.

17.01.18 00:00
Анализ российского рынка экспресс-доставки грузов и почты: итоги 2016 г., прогноз до 2019 г.

В ноябре 2017 г. исследовательская компания NeoAnalytics, закончила проведение маркетингового исследования российского рынка экспресс-доставки грузов и почты.

16.01.18 00:00
Анализ российского рынка растениеводства: итоги 2016 г., прогноз до 2019 г.

В ноябре 2017 г. исследовательская компания NeoAnalytics завершила маркетинговое исследование российского рынка растениеводства.

15.01.18 00:00
Анализ российского рынка органических продуктов: итоги 2016 г., прогноз до 2019 г.

В сентябре 2017 г. исследовательская компания NeoAnalytics закончила проведение маркетингового исследования по российскому рынку органических продуктов.  

12.01.18 00:00
Анализ российского рынка одежды и мебели для туризма и кемпинга: итоги 2016 г., прогнозы до 2020 г.

В сентябре 2017 г. исследовательская компания NeoAnalytics закончила проведение маркетингового исследования по российскому рынку одежды и мебели для туризма и кемпинга. 

11.01.18 00:00
Анализ российского рынка мяса и мясных продуктов: итоги 2016 г., прогноз до 2019 г.

В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему “Российский рынок мяса и мясных продуктов», выяснилось, что по данным Росстат в 2016 году было произведено 9899 тыс. тонн мяса, что на 4,9% больше показателя 2015 года. 

10.01.18 00:00
Анализ российского рынка кофе: итоги 2016 г., прогноз до 2019г.

В апреле 2017 г. маркетинговая компания NeoAnalytics завершила исследование российского рынка кофе.