Министерство финансов взяло курс на плановую экономику?
Министерство финансов взяло курс на плановую экономику?

Министерство финансов РФ предлагает усилить надзор за государственными контрактами. Ведомство намерено обязать бизнесменов отчитываться за расчеты цены на выполнение услуг и распределение по субподрядчикам.
 
Ввести тотальный контроль Минфин предлагает через Федеральное казначейство, которому бизнесмены уже отчитываются за крупные контракты более 100 миллионов рублей. Чиновников интересует полная структура расходов исполнителей государственных контрактов: зарплатные отчисления, расчет амортизации и другие фактические материальные затраты.
 
Вводится эта инициатива под благим предлогом «ужесточения контроля за расходованием бюджетных средств», однако специалисты Ассоциации Участников Закупок высказываются сомнения в необходимости введения такой системы. В частности, руководитель аналитического центра Ассоциации Участников Закупок (АУЗ) 
Владимир Ястребов заявил, что «Занимаясь распределением бюджетных средств, некоторые чиновники берут на себя излишние обязательства, которые далеко выходят за рамки их полномочий и задач по сбережению бюджетных средств. Государство уже создало систему для уменьшения затрат на выполнение контрактов. Вмешиваться в работу бизнеса – означает вернуться к плановой экономике, под руководством государства. Разве такую задачу себе ставили разработчики системы электронных закупок»?
 
Кроме того, эксперт АУЗ высказал крайнюю озабоченность грядущими нововведениями со стороны Министерства финансов. В заявлении В.Ястребова говорится, что:
- Федеральные чиновники затевают очередную популистскую аферу вокруг государственного бюджета. Фактически Федеральное казначейство будет выступать в роли руководителя частных компаний, выполняющих крупные госконтракты. Ведь оно намерено детально разобраться в экономике этих юрлиц и диктовать ценовую политику, вмешиваться во внутренние партнерские контракты, определять «более выгодных» поставщиков и т.п.
 
Этим путем 5 лет назад пошел крупнейший мировой поставщик товаров направления fmcg, который начал диктовать российским дистрибьюторам условия сделок. Шантажируя объемами поставок продукции, западная компания вмешалась в управление каналов сбыта, детально изучила бухгалтерию (включая черную), и определила в итоге предпринимателям доходную часть в размере 2% прибыли. Отказаться от навязанных условий дистрибьюторы не могли: желающих занять их место нашлось бы немало. В результате это привело к обнищанию российских фирм и уменьшению объемов прибыли из-за отсутствия инвестиций в оборудование, технику и т.п. Параллельно компании, оказавшиеся в «финансовых тисках», были вынуждены наращивать черную бухгалтерию и уменьшать налоговые отчисления. Пострадал российский бюджет!
 
Аналогичная ситуация может произойти сейчас. Но если интересы западной компании были понятны (увеличить собственный доход), то чьими интересами руководствуются сотрудники госаппарата? Заботами о сохранении бюджета или иными мотивами? Ведь получить тотальный контроль над любой компанией под предлогом более выгодной раздачи государственных контрактов – заманчивая перспектива для авторов идеи. Очень удобно распределять миллиарды бюджетных средств, диктуя частному бизнесу схемы выполнения госконтрактов, указывая на «угодных» и «не угодных» субподрядчиков. Подспудно выявляя «черные» схемы и дополнительно шантажируя ими бизнесменов.
 
Нетрудно догадаться, какие фирмы окажутся в результате этого «аудита» среди одобренных федеральными чиновниками: максимально близкие к родственникам казначейства. Мы уже были несколько лет назад свидетелями выполнения строительных госконтрактов в Москве. Теперь «карманными» контрактами могут стать не только строительные, а все подряд.
 
Кроме того, заведомо понятно, что штата сотрудников Федерального казначейства недостаточно, чтобы «заглянуть» в экономику каждой компании, выполняющей госконтракты. Таких юрлиц под надзором казначейства уже 4000. Чиновники же заявляют о готовности контролировать весь сектор госзаказа в перспективе. Заведомо недостижимая цель, ведь речь идет о сотнях тысяч частных компаний.
 
Кроме того, в крупных фирмах, выполняющих многомиллионные госконтракты, даже сотрудники финдепартамента и бухгалтерии не владеют реальной информацией об истинном финансовом состоянии юрлица. У казначейства же вовсе нет человеческих ресурсов чтобы узнать истинную схему выполнения контрактов среди такого количества фирм.
 
Интересен и другой вопрос: по каким критериям казначейство намерено определять «более экономичных» и «лучших» исполнителей? Ведь каждая компания имеет свою систему расчета доходности. Одной достаточно заплатить один рубль, чтобы выполнила контракт с положительной доходностью, а другой и ста окажется мало. Дело не в жадности исполнителей, а объемах затрат каждого юрлица. Небольшое ИП имеет маленький штат, небольшие сопутствующие расходы, соответственно и скромные затраты. А крупная компания только бухгалтеров содержит до 15 человек. Кто из них по мнению казначейства окажется «лучше»: ИП с навязанной прибылью в 20% или крупная компания с 1%. Кому отдавать приоритет? Тому, кто больше заработает, или тому, кто больше потратит на реализацию проекта?
 
Кроме того, рядовые сотрудники государственного аппарата рискуют никогда не узнать реальных цифр по затратам бизнесменов. Ведь даже внутри одной компании одинаковые проекты выполняются с разной доходностью, с привлечением разных источников финансирования и субподрядчиков. Поэтому только директор компании может определить, какие госконтракты ему «выгодны» (даже если проект убыточный), а какие не интересны - но вовсе не сотрудники Федерального казначейства.
 

19.05.17

назад

Другие исследования рынков
23.05.18
За что уволили аналитиков Сбербанка

Александр Фэк, признававшийся лучшим российским инвестиционным аналитиком по версии Extel Survey по итогам 2016 года, уходит из Sberbank CIB.

22.05.18
Нужно избавляться от доллара. Только кому?

Сегодня представлю вашему вниманию урок по критической оценке новостей из области политики, затрагивающую экономику.

14.05.18
ЦБ пошел во все тяжкие

В начале мая этого года ЦБ родил отчет за 2017 год. Это большой 428-страничный документ, который стоит отдельного изучения.

04.05.18
Выручка российских IT-компаний за 9 месяцев 2017 года превысила 600 млрд. руб.

Наибольшую долю в структуре имела выручка компаний, специализирующихся на разработке ПО и консалтинге (78,0%).

30.04.18
Россия захватывает мировой рынок зерна. К спорам о новой экономической политике

В прошлом году мы впервые в истории отправили на экспорт 27 миллионов тонн пшеницы, и это казалось рекордом.

29.04.18
Россия – страна бедных людей. Это пока не изменилось

На заглавной картинке, как вы понимаете, мечты. Облачные. Реальные сведения о доходах угнетают.

28.04.18
Реклама, психотипы и таргетирование. Как попасть в яблочко?

В феврале, кажется, прошло сообщение в СМИ, что Mail.ru Group запускает новый тип рекламного таргетирования - по психотипам.

28.04.18
Наиболее дешевая мягкая мебель в России продается в Воронежской и Свердловской областях

Эти регионы стали лидерами в рейтинге в феврале 2018 года: в Воронежской области были самые низкие цены на диваны-кровати (13 258,6 руб./шт.), в Свердловской области – на наборы мягкой мебели (22 662,5 руб./шт.).

26.04.18
Счет. 2 года

Наступило 26 апреля. А что это значит?

26.04.18
У 4 из топ-10 крупнейших производителей колбасных изделий упала выручка от продаж

ООО «Мясокомбинат Бобровский», ООО «Мясокомбинат «Павловская Слобода», АО «Мясокомбинат Клинский» и ООО Мясокомбинат «Дубки» продемонстрировали в 2016 году отрицательную динамику по данному показателю.

24.04.18
Новые ETF в России

17 апреля на фондовом рынке Московской биржи состоялось знаменательное событие

23.04.18
О чем Уоррен Баффетт не сказал в письме 2017 года

Кто лучший инвестор в мире?

23.04.18
В 2017 году Россия нарастила экспорт рыбных консервов на 17,4%

Ключевые страны поставок консервов и готовых продуктов из рыбы – Казахстан, Белоруссия, Азербайджан и Украина.

23.04.18
Колбаса упала и отжалась

Россияне стали меньше потреблять колбасных изделий. Об этом говорят результаты исследования маркетингового агентства MegaResearch.

21.04.18
Число россиян, заинтересованных в покупке мебели, растет

Отмечается рост числа тематических запросов в Интернете: в частности, в Яндексе запрос «купить мебель» в течение марта 2018 года фигурировал свыше 580 тыс. раз.

18.04.18
Россияне испытывают жажду

Наши соотечественники все чаще приобретают питьевую воду за деньги. К такому выводу пришли специалисты маркетингового агентства Megaresearch.

16.04.18
Анализ российского рынка приборов учета воды: итоги 2017 г., прогноз до 2020 г.

В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему “Российский рынок приборов учета воды: итоги 2017 г., прогноз до 2021 г.», выяснилось, что в 2017 году объем рынка приборов учета расхода воды в РФ составил 12,3 млн.шт. и снизился за год на 0,1%.

16.04.18
Аналитики заглянули в будущее

Российские эксперты предсказали перспективы развития автомобильной промышленности до 2025 года и озвучили несколько сценариев в этой отрасли.

13.04.18
Анализ российского рынка приборов учета газа: итоги 2017 г., прогноз до 2020 г.

В феврале 2018 г. исследовательская компания NeoAnalytics завершила проведение маркетингового исследования российского рынка приборов учета газа.

11.04.18
Открытым текстом: пенсии не будет

В связи с последними политическими событиями, событиями на фондовом и валютном рынках, мимо общественного внимания прошли действительно сенсационные откровения власти.